Подарок к празднику
Накануне Женского дня в ДК «Юбилейный» состоялся гала-концерт «О любви поют мужчины». Организатор концерта – фонд «Таланты мира» под руководством Давида Гвинианидзе. Это одна из лучших концертных организаций России, ее цель – популяризация вокальной классики.
К сожалению, сам Давид Гвинианидзе, обладатель бархатного баритона, не приехал: отдыхал после цикла концертов по Украине. Но он составил программу, выбрал исполнителей, которые покорили женские сердца.
Оганес Георгиян (тенор) – солист МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко, приглашенный солист Государственного академического Большого театра России.
Владимир Кудашев (бас) – заслуженный артист РФ, солист Московского театра «Новая опера» им. Е. Колобова, приглашённый солист Государственного академического Большого театра России.
Пётр Морозов (баритон) – солист театров «Геликон-Опера» и «Новая опера» им. Е. Колобова.
Концертмейстер – лауреат Международных конкурсов Александр Соколов.
Наша публика избалована концертами солистов Большого театра, нам есть с чем сравнивать, и если зал кричит «Браво!», яростно рукоплещет, значит, это высочайший уровень. Особенно великолепно прозвучала песня «Вдоль по Питерской» в исполнении Владимира Кудашева. Бас – самый русский голос, самый горячо любимый, да еще такой благодатный материал. Солисты щедро делились с нами своим темпераментом, улыбками, талантом. Александровские дамы, конечно, дарили им цветы. Обаятельный пианист нам тоже очень, очень понравился. На предложение поговорить после концерта артисты откликнулись охотно – у них было полчаса до электрички. Да, московские гости, убоявшись многочасового стояния в пробках, предпочли электричку, приходящую строго по расписанию.
Хотелось узнать о программе, вы же не только в наш Александров с ней приезжаете?
Оганес Георгиян:
- Да, у фонда сейчас идет серия концертов, посвященная Международному женскому дню. Мы для прекрасной половины человечества мужским составом подготовили эту программу.
- Какой там процент узнаваемых песен и какой – более забытых, не на слуху? Песню «Королева» нечасто исполняют, а какая интересная вещь.
Пётр Морозов:
- Скажу как исполнитель про этот романс. Автор, композитор Подэльский, был концертмейстером Георга Отса. Он написал его для Отса, и популярность «Королева» приобрела благодаря ему. Потом ее пел Муслим Магомаев. Сейчас она, к сожалению, забылась. А ведь это поэзия Есенина! Она была очень популярна, тиражировалась на виниловых пластинках. Захотелось вернуть ее зрителям.
- Хотела задать вопрос, как в сотый, тысячный раз исполнять, например, «Вдоль по Питерской». Но сегодня я услышала, что можно быть бесконечно новым!
Владимир Кудашев:
- Эта песенка почему-то не надоедает. Она такая хорошая, заводная. Некоторые песни мне действительно надоели. Например, Базилио из «Севильского цирюльника» я петь устал. И «Элегию» Массне. Я в восторге от нее, но за полтора месяца исполнил ее тридцать раз, и мне, честно говоря, уже не хочется ее петь. Переел просто. Но пройдет какой-то период, и я к ней вернусь.
- Насчет чисто мужского состава: мы потеряли мужскую часть публики, которая любит женский вокал. И дуэты так красиво звучат…
Пётр Морозов:
- Это уже не наш проект. У нас о любви поют мужчины. У женщин выходной. Чтобы они спокойно готовились к празднику.
- Поздравьте наших женщин! Тех, кто не сумели прийти на концерт.
- Даже не знаю, что сказать. На самом деле, вы много потеряли. Словами мы не можем сказать то, что можем сказать песней, теми произведениями и образами, которыми мы живем на сцене.
- Вопрос концертмейстеру: как договориться с разными инструментами, которые вам в разных концертных залах достаются, с разными исполнителями? Как вам это удается?
Александр Соколов:
- Мы должны это делать, мы для этого и работаем, чтобы у нас была полная гармония с исполнителем, с акустикой сцены, со зрителями. Мы работаем для того, чтобы зрители были рады, что не пожалели своего времени, и захотели прийти еще раз.
- Нам сегодня показалось, что было мало, зрители готовы были слушать еще. Особенно первое отделение быстро закончилось.
- У нас было больше произведений, но нас попросили сократить программу. Мы сняли четыре произведения.
- Это очень странно, потому что у нас ежегодно проходит фестиваль «Александровские сезоны Большого театра», они приезжают разным составом, со своим конферансье, и эти концерты идут гораздо дольше.
Вопрос Оганесу Георгияну:
- Когда вы исполняли песню Бабаджаняна, вы дали колорит, национальную красочку. А на армянском языке в концертах вам доводилось петь?
Оганес Георгиян:
- Нет.
- А вы язык знаете?
- Нет. Я родился на Украине, хотя я чистокровный армянин. Там вырос, получил образование, окончил Донецкую консерваторию, Киевскую академию, сейчас приехал в Москву.
- Но в вашем исполнении именно на этой песне появилась широта, глубина, теплота и другое звучание голоса…
- Так композитор написал. Итальянскую музыку по одному поёшь, русскую по-другому. Мой папа очень любил Сличенко, постоянно крутил его пластинки. А потом, что ты слушаешь с детства, то у тебя в ушах и заложено. Мои дети слушают совсем другую музыку, я от этого немного в шоке. А я слушал советскую музыку. Эту песню я слушал в исполнении Бейбутова.
- Удивительно, но и Сличенко, и Бейбутова мы услышали, спасибо вам большое, нам было приятно слушать и вспоминать.
- Вы много выступаете за рубежом. Понятно, что всех нюансов той же «Вдоль по Питерской» они не могут понять. Как иностранцы воспринимают русскую песню?
Пётр Морозов:
- Я лет пять последних выезжаю с программами: народные песни, романсы, русская духовная музыка XV-XVII веков. Наши песни в Японии, Англии, Венгрии, во всем мире проходят с большим успехом. Независимо от знания языка, в них такой энергетический посыл! И люди заряжаются этим, получают заряд эмоций, радостного, искрометного ощущения жизни. Залы буквально встают.
- Как вам наш зал?
Оганес Георгиян:
- Нам понравился зал, мы только долго не могли решить, насколько он акустичен. Залы ДК обычно рассчитаны на микрофон. Мы решили, что первое отделение, более классическое и академическое, будем петь так, а популярные песни во втором отделении, как и положено, с микрофоном. Есть песни, та же «Мелодия» Бабаджаняна – ее голосом без микрофона не сделаешь. Без микрофона надо петь громче, но тогда не передашь интонацию, задушевность, не сделаешь колорита.
- Вы у нас первый раз?
Пётр Морозов:
- В этом зале – первый раз. Мы несколько раз выступали в вашем Кремле. Там нам понравилось, но там надо петь другие программы. Сама атмосфера располагает к другой музыке.
- А вас не смущает, что там практически из алтаря приходится выходить?
- Нет. Такая практика везде. У нас ортодоксальное христианство более жестко к этому относится. В Европе католические храмы давно используют для концертов. Исполнитель буквально стоит перед алтарем и поет, это традиция. К тому же этот храм в Слободе не действующий, это музей и концертная площадка. Само место уникальное, хочется его использовать. Мы знаем много случаев, когда не нужны декорации, все происходит в архитектуре, декорациями служат сами стены.
- Зрители сейчас ходят в оперу?
Оганес Георгиян:
- Залы забиты. В театре Станиславского и Немировича-Данченко в среднем 75% заполняемость, в «Новой опере» 82%. Спада не было даже в 90-е годы. И почему, к примеру, 82, а не 92 процента? Потому что бронируют места и не приходят. Иначе бы все сто процентов было.
- Говорят, что певец – это сосуд для голоса. Как вы бережете свой драгоценный голос?
- Да никак. Мы обыкновенные люди. Если есть инфекция, шарфик на горле не поможет. Если в электричке на тебя кто-то кашлянет, то это всё. Но электричкой к вам приехать – это наш первый опыт. К сожалению, очень большие пробки.
- Вы еще к нам приедете?
- Если пригласят – да.
Галина АХСАХАЛЯН, фото Ирины СЕРОВОЙ.
Мнения зрителей:
Юлия:
- Мы приехали на концерт из Сергиева Посада. В Александрове мы первый раз, а у себя на концерты фонда «Таланты мира» ходим постоянно. Но их уже год не было в Посаде. Мы увидели афиши концертов на сайте и приехали к вам. Настроение праздничное они нам подарили, спасибо!
Ольга:
- Мы классику очень любим, приятно лишний раз послушать хороших артистов. Состав меняется, но это всегда хорошие голоса. Почаще бы приезжали с концертами, мы были бы очень рады! Впечатления отличные!