Обзор Токийского автосалона 2015: машины перестают нуждаться в людях + фото лучших девушек
10 лет назад Дром впервые приехал на Токийский автосалон, чтобы сделать прямой репортаж из Страны восходящего солнца для своих посетителей. С тех пор много воды утекло: мы регулярно освещали Токийские автосалоны, подключили к этой практике репортажи с европейских моторшоу, устраиваем несложные конкурсы с пылу с жару, и вообще поставили прямые включения со значимых автосалонов на поток. Но в рутину все это для нас так и не превратилось.
Почему? Автосалоны — единственное место в мире, где можно охватить дальнейшее направление развития автоиндустрии в целом. Это очень волнующее. Одно дело, когда вы сидите за экраном монитора и сопоставляете день за днём прогрессивные технологии одних производителей с находками других. Пытаетесь увидеть в этом здравый смысл, гадаете, когда вся эта «цивилизация» дойдёт до нас и по какой цене. И совсем другое, когда в один день сами разработчики концентрированно в конвейерном темпе рассказывают вам о том, что планируют делать в ближайшее время, и куда их силами будет двигаться разработка автомобилей. Это очень впечатляет! Как будто из тихой заводи ты внезапно попал в водоворот. Захватывающий опыт.
Каждый раз из Москвы, Токио или Женевы мы пытаемся передать в финальном репортаже эту атмосферу «завтрашнего дня». Кратко рассказать об основных тенденциях, обратить внимание на нюансы, складывающиеся в целостную мозаику автопрома — основная задача наших отчётов. Особо занудными и деловыми нам тоже быть не хочется, поэтому непременная часть любого автосалона, красивый хеппи-энд — подборка девушек с выставочных стендов — обязательно присутствует в финале любой нашей статьи.
На Токийский автосалон 2015 мы выдвигались без определённых планов. Судя по пресс-релизам, Моторшоу предвещало скучное протокольное мероприятие, довольно грустное и многословное — мировых премьер практически нет, а те, которые есть, положа руку на сердце, серьёзными назвать нельзя. Практически всё это мы уже видели, обо всём так или иначе писали и т.д. Словом, в Токио мы вылетали с некоторым ощущением посредственности мероприятия. Но впереди нас ждал в некотором роде сюрприз.
Оказывается, пока у нас в стране кризис, рынок автомобилей в нокауте, и полный бесперспективняк на каждом углу, в мире произошёл тектонический сдвиг в парадигме мышления автопроизводителей. Дым рассеялся, и вот Токийский автосалон, бедный на новинки и яркие премьеры, на самом деле удивил нас единым настроем участников индустрии. Они хотят создать в ближайшие пять лет светлое автомобильное завтра. Настолько светлое, что, похоже, водителю в нём места не найдётся. Его попросят, чтобы не отсвечивал. Наступает эра автоматических систем управления машиной. Об этом и будет наш юбилейный репортаж. А теперь обо всём по порядку.
Mazda возвращает ротор
Mazda — очень интересный японский производитель. Вроде и не из первых, но и не в конце паровоза. Звёзд с неба не хватает, свои фишечки бережёт и даже иногда делает что-то интересное, способное удивлять. Вот, например, много лет компания производила роторные моторы. Занималась их выпуском целеустремлённо и вдохновенно. В результате родилась как минимум одна легендарная машина — Mazda RX-7. А в 2011 году эпоха закончилась. Мазда поняла, что сделать из ротора современный двигатель не получится: ротор ест много топлива, всё плохо с его экологической составляющей, машины с роторным двигателем перестали пользоваться спросом даже в Японии, и продажи только падают с 2004 года. Дешевле просто закрыть проект, сосредоточившись на разработке технологии «SkyActive», которая позволяет и топливо экономить, и воздух беречь, а главное — машины с такими моторами покупают. Так Мазда забыла почти полвека своей истории. Но в 2015-м на Токийском автосалоне опять объявила о возвращении в родную колею, решив возобновить выпуск роторно-поршневых моторов. Намерение превратилось в прототип спортивного купе с роторным мотором — Mazda RX-Vision.
Пока это просто концепт-кар. Очень красивый, современный. Крайне сомнительный с точки зрения воплощения в жизнь: Мазда известна болезненной привычкой проектировать по-настоящему прорывные концепт-кары, которые на конвейере почему-то превращаются в тыкву.
Впрочем, вопросы к самому ротору никуда не делись, а Мазда на них не спешит отвечать. Посмотрим, что будет дальше.
Honda: водород и NSX
Разработкой автомобиля на водороде компания Honda занимается уже 15 лет. И без заметных успехов, надо сказать. С водородомобилями есть масса чисто технических сложностей: КПД выше, чем у бензина, но сложно хранить и получать водород. Индустрии заправочных станций по сути тоже нет. Хонда решает эти вопросы по мере сил и технологического развития.
Водородный концепт-кар, который в этот раз она привезла в Токио, получил название Clarity — прозрачный намёк на то, что скоро авто пойдёт в серию и заменит собой прежнее поколение водородомобиля. Технические параметры нового прототипа также воспроизводят характеристики прежнего (2013 года) — машина рассчитана на перевозку пятерых пассажиров и способна преодолеть около 700 км без дозаправки. Бортовой генератор автомобиля выдаёт ток мощностью в 130 кВт, ему помогает литий-ионная батарея.
А теперь две интересные вещи про Honda Clarity. Во-первых, с точки зрения самой компании Honda, Clarity не просто автомобиль, а электростанция на колёсах: он может не только преобразовывать водород в электричество, но и снабжать им потребителей. Небольшой дом, например. Или сберегать энергию в специальном электрогенераторе. Генератор способен выдавать 9 кВт в течение семи часов. Во-вторых, Honda Clarity — электромобиль, у него нет двигателя внутреннего сгорания. Водород преобразуется в электроток, который сберегается в батареях, а они в свою очередь питают электромоторы.
Серийная версия Honda Clarity появится на дорогах Японии весной 2016 года.
С добычей водорода тоже проблем стало поменьше. Компания Honda самостоятельно разработала технологию получения водорода из воды методом электрокатализа, технология позволяет обойтись без компрессора, поскольку использует естественное давление газа, создающееся в процессе реакции. За сутки установка производит 1,5 килограмма водорода, которого достаточно для 150-километровой поездки за рулём автомобиля.
Серийная версия гибридного суперкара Honda NSX увидит свет уже в следующем году. В Токио глава Honda господин Такахиро Хатиго уточнил, что производство начнётся весной будущего года. Набор основных агрегатов нового NSX включает продольно установленный 3,5-литровый V6 с двумя турбокомпрессорами (500 л.с. и 550 Нм), девятиступенчатый «робот», три электромотора (два в приводе передних колес, еще один — между ДВС и коробкой передач) и блок литий-ионных аккумуляторов. Силовая установка NSX (суммарной мощностью 573 л.с. и тягой в 645 Нм) будет способна передать нужное количество крутящего момента на любое из колес автоматически.
Напоследок господин Такахиро Хатиго сказал, что к 2020 году специалисты компании допилят систему Honda Sensing до высоты автопилота. Система будет помогать водителю в сложных ситуациях на дороге, а также сможет работать в качестве автопилота без помощи водителя. И наступит будущее — без аварий и случайных смертей.
Непонятно, правда, как с этим будущим соотносится центральная концепция Honda, многажды повторенная на пресс-конференции «Man — maximum, Machine — minimum».
Nissan — а мы уже в будущем, все остальные за нами!
Глава Nissan Карлос Гон начал своё звучное выступление на Токийском автосалоне 2015 с простого и однозначного заявления: «Ниссан — в новой эре».
Компания уже лидер в сегменте электромобилей, ведь Nissan Leaf является самым массовым авто в этом классе. И все будет только лучше: следующий шаг развития — автономная езда. Ведь 80% аварий происходят по вине людей, и японская компания собирается исправить эту ситуацию... к 2020 году.
В качестве иллюстрации целеустремлённости компании Nissan на сцену самостоятельно выехал концепт IDS. Карлос просто нажал кнопку на пульте, и авто выкатилось ровно на середину «вращающегося барабана». Автопилот концепт-кара — многогранен. Он может просто помогать вам ехать, а может и сам рулить.
В пробке очень удобно — спокойно смотрите свежие объявления на Дроме, пока электрокар везет вас на работу. IDS вполне способен общаться с другими машинами и с пешеходными переходами (только в Японии). Даже рестораны предложит на основе ваших лайков в соцсетях. В 2020 году все будет, но сначала в Японии — там проверят, как это заработает. Потом в США, Европу, и, глядишь, в XXII веке цивилизация шагнёт и к нам.
Nissan полагает, что для подрастающего поколения, которое привыкло долбить в телефон зависать в соцсетях, нужно придумать автомобиль-смартфон, который мог бы «общаться» с другими знакомыми автомобилями. Похоже, Nissan хочет, чтобы люди пересели с телефонов в автомобили, ну или, по крайней мере, нашли в машинах уже привычные коммуникационные функции, которые сейчас мы носим в карманах.
Subaru уложится в срок
Интересных новинок Subaru в Токио не привезла, должно быть, из солидарности с другими японскими брендами. Вся выставка «Субы» вертелась вокруг концептов Viziv и пятидверной Импрезы.
После ухода с рынка модели Tribeca Subaru лишилась полноразмерного SUV, но не оставляет планов возродить его в новом облике. И Subaru Viziv Future Concept — еще один шаг на этом пути. Нам обещают не только новую платформу (Subaru Global Platform) и гибридную силовую установку с малообъемным оппозитным турбомотором, но и другие современные технологии Subaru. Такие, например, как фирменная система безопасности Subaru EyeSight третьего поколения. Две встроенные камеры определяют опасное сближение с препятствиями и дают машине команду тормозить. Стереокамеры эффективно работают в условиях дождя и снега, предотвращая столкновения не только со статичными помехами , но и с движущимися объектами, а также с пешеходами.
А теперь — самое главное: Subaru разработает такую версию EyeSight, которая сможет сама управлять машиной без участия водителя к... вы, должно быть, уже догадались... 2020 году.
О втором концепт-каре, который был презентован во время пресс-конференции, — Impreza 5-Door Concept — президент Subaru Ясуюки Ёсинага рассказал немногословно. Но мы уже поняли, что перед нами — прообраз нового поколения пятидверного хэтчбека Impreza. Дизайн, описываемый словами «наслаждение» и «душевный покой», стал интереснее, чем у серийной пятидверки нынешнего поколения.
Митсубиси: у нас будет электровнедорожник, который едет сам
Лейтмотивом выставки компании Mitsubishi стало единение внедорожных и электрических технологий. По словам руководства компании, у MMC богатый опыт производства хороших внедорожников, а также неплохой опыт создания электрокаров (видимо, речь идёт о почти провальной серии i-MIEV).
Если две эти компетенции связать в одну, то получится первый в мире полноценный гибридный или даже электрический внедорожник. Пробным шаром на непростом пути стал подзаряжаемый гибридный Mitsubishi Outlander. Следующим шагом станет реализация идеи серийного электрического внедорожника. Концепт-кар Mitsubishi eX, представленный в Токио, даёт нам зримое представление, в какую сторону метит MMC.
Mitsubishi eX — полноприводный полностью электрический прототип автомобиля, который ещё и генератор: может дать ток для питания маленького пикника в лесу. Ничего необычного в том, что машина умеет сама не только парковаться, но и рулить по дорогам общего пользования, естественно, уже нет.
Митсубиси в теме, электрические беспилотные автомобили — главный тренд Токийского автосалона 2015.
Тойота: мы производим хорошие машины, от которых вам делается wow!
Toyota — единственный из серьёзных японских производителей, который на словах остался в стороне от темы самоуправляемых автомобилей. Впрочем, ничего существенного, увы, на Токийский автосалон Тойота предоставить не смогла. Никаких новых премьер. Такие же, как у всех, концепт-кары. И только.
Президент компании Тоёда Акио с душой говорил о том, что цель компании — создавать такие машины, чтобы покупатели впадали в состояние «WOW». И именно так Тойота делает на протяжении всего времени своего существования, ещё с той поры, когда семья Тоёда занималась швейными машинками.
Не густо. От лидера в области автомобилестроения ожидаешь чего-то более вменяемого, чем философствование на тему «думай и богатей».
Конкретные европейцы
У массовых европейских автомобилей и полшанса не было закрепиться в Японии. C этой задачей смог справиться только премиум-сегмент: Porsche, Mercedes, Audi и BMW — автомобили, которые стоят дороже японских люксовых машин, и тем не менее именно им отдают предпочтение обеспеченные японцы. В этом свете не удивительно, что именитые европейские производителе совсем не горят желанием привозить на Токийский автосалон пластиковые концепты или концептуальные технологии, а напротив, их экспозиции всегда предельно конкретны — прежде всего показывают товар лицом.
Компания Porsche привезла два новых автомобиля. Их явление публике пафосно назвали «Мировой премьерой», но по сути речь идёт о топовых по мощности модификациях серийных автомобилей.
Кроссовер Macan получил новую версию GTS с трехлитровым битурбомотором V6 (360 л.с., 500 Нм) и коробкой передач с двойным сцеплением. Разгон до 100 км/ч занимает 5,2 секунды (с опциональным пакетом Sport Chrono — 5 секунд), а максимальный скоростной лимит — 256 км/ч. Активная подвеска может уменьшить клиренс на 40 мм, улучшая управляемость на высоких скоростях. Снаружи — характерный для модификации GTS красный цвет, а в салоне — спортивные сиденья и информационно-развлекательная система, способная, к примеру, распознавать почерк владельца.
Вторая новинка — обновленный полноприводный спорткар Porsche 911 Carrera 4S. Теперь в нем трехлитровый оппозитный турбомотор (шесть цилиндров, 420 л.с., 500 Нм), позволяющий разгоняться до «сотни» за 3,8 секунды и выжимать максимальные 305 км/ч (с семиступенчатой «механикой», с «роботом» — 303 км/ч), в то время как активная подвеска будет при необходимости уменьшать клиренс на 10 мм. По сравнению с прежней полноприводной «Каррерой», расход топлива новинки стал меньше. У водителя есть возможность выбрать различные режимы движения, чтобы комфортно двигаться по дорогам общего пользования или динамично ездить по гоночному треку.
Mercedes... Презентацию Мерседеса можно разделить на две части. Показ дизельного GLE 350d и нового (на самом деле нет) поколения Smarta. Начнём с конца. Было очень любопытно узнать, что создатели новых «смартов» вдохновлялись, оказывается, узкими улочками Токио. Только вот как объяснить, что этим самым улочкам пришлось ждать появления «смартов» почти полтора года? Загадка.
Что касается GLE 350d, то тут упор делался исключительно на продавливание со сцены необходимости покупать автомобиль уже сейчас. Что в машине такого крутого? Во-первых, это Merceds-Benz, во-вторых, это Mercedes-Benz, в-третьих, это... ну вы поняли. В искусстве подать товар лицом в выгодном свете руководителю японского Мерседеса равных на Токио Моторшоу не было.
На сладкое осталось упомянуть, что к концу презентации Mercedes представил концептуальный прототип минивэна с автопилотом. Про 2020 год никто вслух не говорил, но уже понятно, что внедрение систем автоматического управления автомобилем ближе, чем кажется.
Audi и BMW на Токийском автосалоне были скорее для галочки. Продажи этих брендов стабильны, а свои новинки они предпочитают анонсировать на домашних автосалонах — в Женеве и во Франкфурте. Американцы же давно спрыгнули с Токийской выставки, поскольку участие в ней — удовольствие не из дешевых, а выхлопа для коммерции ноль.
Немного атмосферных фоток перед подведением итогов Токийского автосалона 2015
Итак, подытоживая происходящее на Токийском автосалоне, мы должны выделить следующие главные тенденции в автоиндустрии:
1. Переход производства на модульные платформы.
Этим занимаются Honda, Toyota, Volkswagen и другие. Цель — удешевление производства и расширение агрегатной базы. По-русски: машины разных классов можно будет собирать из одних «кубиков» и агрегатировать с любыми силовыми установками из арсенала производителя.
2. Поиск рациональных путей сращивания автомобиля и человека.
Этим занимаются... по сути все. Основные исследования идут в области разработки приложений для смартфонов и бортовых компьютеров автомобилей, которые позволят водителю, с одной стороны, самостоятельно «настраивать» машину под свои задачи, а с другой — дадут самой машине доступ к интернету и «привычкам» водителя из соцсетей, что в перспективе позволит машине стать человеку не только средством передвижения, но и помощником во всех житейских ситуациях. По-русски: есть идея превратить машину в смартфон в ближайшие 10 лет.
3. Электрификация транспорта.
Гибридные модели в том или ином виде будут у всех автопроизводителей. Причём речь идёт не просто об отдельных гибридных моделях, а о том, что гибридные версии будут у любого авто в модельном ряду каждого автопроизводителя. Следующий шаг — отказ от ДВС в пользу батарей и электромоторов. По-русски: у нас проблемы с экологией и надо что-то решать. Электричество кажется разумным выбором.
4. Разработка беспилотных машин.
Это основной тренд с объявленным сроком реализации — 2020 год. Разработками автопилотов для транспорта сейчас не занимается только ленивый. В этом области работают не только автомобильные гиганты, но и технологические компании типа Гугла и Эппла. Даже КАМАЗ что-то там делает. Предпосылок для создания полноценного автомобильного автопилота у нас достаточно: машин стало очень много, количество аварий растёт, а дороги шире не становятся. Автомобили, которые будут сами ездить, — следующий шаг в эволюции машин. Тут пока много темноты и вопросов, но прогресс идёт хорошо. Лет через 15 машины с автопилотами могут стать нормой. И даже руки на руле не придётся держать.
Благодарим за внимание.
Аригато.
Бонус-трек. Девушки Токийского автосалона 2015
Комментарии