Как в Александрове на пассажирах зарабатывают
Борьба за легитимность конкурсов пассажирских автоперевозок в Александрове вышла на областной уровень. Наши читатели знают, что в Александрове и районе идет жесткая конкурентная борьба на рынке пассажирских автоперевозок. В ней используются самые разные приемы и основной из них — проведение конкурсов. Организаторы конкурсов, подконтрольные одной из сторон, используют их для создания ей преимуществ. Во всяком случае, именно так считает впоследствии проигравшая сторона, которая оспаривает результаты в судах разной инстанции.
Известный в нашем городе и за его пределами активный общественник Владимир Князев изучил все аспекты ситуации и написал соответствующие письма в разные инстанции. Реакцией на его обращения послужило совещание в департаменте транспорта и дорожного хозяйства областной администрации. Совещанием это назвать было сложно, поскольку было принято решение отменить его в связи с суматохой в преддверии областного экономического форума, но об этом александровским участникам было отправлено сообщение за полчаса до начала, когда мы уже медленно двигались в пробке на объездной дороге областного центра.
Начальник департамента: разбираться будем на месте
В результате мы попали просто на прием, и Александр Романенко, глава департамента, два часа вникал в подробности ситуации в Александрове. Для него было приятной неожиданностью, что человек, забрасывающий обращением инстанции, — это грамотный и компетентный специалист, всю жизнь отдавший транспортным перевозкам, работавший в разных уголках бывшего СССР, в московских автопредприятиях. Владимира Князева невозможно запутать в вопросах ценообразования перевозок, составления и контроля расписания, в двойном смысле того или иного положения конкурса.
Он со всей очевидностью доказал главе департамента, что конкурсы пассажирских автоперевозок в Александрове проводятся, мягко выражаясь, с нарушением законодательства. Так, перед началом конкурсов (уже много лет подряд) не проводится изучение пассажиропотока. А ведь это тот пункт, который записан в документах одним из первых, и его должен провести перед конкурсом заказчик, то есть администрация. На основании данных о пассажиропотоке опять-таки заказчиком определяется количество рейсов в разное время суток и года в зависимости от интенсивности этого потока. То есть, в часы пик интервал движения, например, 10 минут, в другое время 15 или 20. И это тоже должна делать администрация. А она, как это было в одном из недавних конкурсов, мало того, что не сделала, она объявила количество рейсов одним из критериев для победы в конкурсе. То есть, на один и тот же пассажиропоток перевозчик обязуется отправить в два раза больше рейсов, чем другой. Он побеждает, а на деле, делает ровно столько, сколько и всегда (10 рейсов, а не 20, например).
За расписанием администрация не следит, поэтому автобусы ходят так, как им нравится. Это и понятно — зачем ездить тогда, когда люди уже все дома и никуда не едут.
Понятно-то понятно, но тут дело в другом. Дело в деньгах. Известно, что стоимость проезда в общественном транспорте — это регулируемый тариф, который устанавливает область. Район присылает в Департамент цен и тарифов данные о своих автобусных маршрутах, где содержатся сведения о количестве рейсов на каждом маршруте. И вот попадает в область цифра 20. По ней считается, какие расходы несет пассажироперевозчик и, соответственно, какой максимальный тариф нужно ему установить. Получается, например, как в Александрове, 15 рублей. А ведь на самом деле делается 10 рейсов, а не 20. И если посчитать, исходя из этих рейсов, то расходы перевозчика ниже, и стоимость билета должна быть не 15 рублей, а, например, 10.
Как мы видим, неисполнение администрацией своих прямых обязанностей по подготовке конкурса пассажироперевозок и последующему контролю за перевозчиками приводит к тому, что мы, пассажиры, платим больше, чем положено по закону.
Александр Романенко вник в ситуацию, обещал приехать в наш район и провести соответствующие действия. Будем надеяться, что в результате пассажиропоток будет изучен, и администрация организует контроль за движением автобусов.
Антимонопольщики: положение коррупционно
Вторым раундом встреч в области в тот же день стало заседание антимонопольной службы по анализу Положения о конкурсе пассажироперевозок в Александрове. С заявлением обратились несколько перевозчиков, которые и попросили профильную службу разобраться в том, насколько свободно это Положение от коррупционных факторов. Это было уже завершающее заседание.
Даже не знаю, как расценить ту коллизию, что за антикоррупционность Положения отвечал Михаил Романов. По подответственности — это его обязанность, как председателя городского Совета депутатов, который это Положение готовил и принял, преодолев вето мэра города. С другой стороны, тот же Михаил Романов — один из пассажироперевозчиков Александрова, активный участник этого рынка. То есть один автоперевозчик доказывал, что Положение свободно от коррупционных факторов, а несколько других — Максимов, Кудряшов и Бикнев — считали, что оно коррупционное в каждом пункте.
Первый раз я была на заседании антимонопольной службы. И меня просто восхитило, как оно проходит. Руководитель Владимирского УФАС Алексей Потанин жестко и предельно вежливо пресекал любые попытки участников повысить голос, привести эмоциональные аргументы, он требовал ссылки на каждый пункт претензий. Он виртуозно выбил из рук разработчиков Положения демагогический аргумент «Где здесь нарушено антимонопольное законодательство», просто парировав: «Чем обосновано это требование в Положении».
Его нельзя было заподозрить в симпатиях к одной или другой стороне. Складывалось впечатление, что он прекрасно владеет информацией по этой конкретной ситуации, поэтому сбить его какими-то отступлениями было невозможно.
Решение УФАС было следующим. Администрации Александровского района Владимирской области было выдано предписание, а именно: отменить постановление администрации Александровского района Владимирской области от 17.04.2015 № 962 о создании комиссии и утверждении конкурсной документации по проведению конкурса на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) городских муниципальных маршрутах в срок до 3 июня 2015 года. При проведении в дальнейшем конкурсных процедур утвердить конкурсную документацию в соответствии с внесенными изменениями в решение Совета народных депутатов муниципального образования города Александрова от 26.03.2015 г. № 23 «Об утверждении положения «О конкурсе на право заключения договора на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) городских муниципальных маршрутах». (Источник: http://vladimir.fas.gov.ru/news/11358).
Таким образом, конкурс должен быть отменен до внесения в Положение изменений. Может, пока изменения вносятся, администрация сподобится и пассажиропоток посчитать, и количество рейсов на каждом маршруте в соответствие с потребностями граждан привести. Тогда, глядишь, и цены на проезд понизятся.
Ольга Рыженкова,
фото автора.
Источник: alexnews.info
Комментарии
Кстати, хотел давно спросить. Вот я живу на ЦРММ. Время 18:00. И когда люди, например на ЦРММ садятся в автобус, которым нужно в центр города, а кондуктор или водила кричат "Едем до черёмушек!!!" на сколько это законно?
Конечно законно, если автобус сходит с маршрута то предупреждают что он идет до черемушек.