Александровское купечество. В.Н. Ревякин, зав. научно-исследовательского отдела Александровского художественного музея
Андрей Андреевич Первушин, Потомственный почетный гражданин города Александров, купец I гильдии
его сын, Иван Андреевич Первушин, купец I гильдии
АЛЕКСАНДРОВСКОЕ КУПЕЧЕСТВО
В. Ревякин, зав. научно-исследовательского отдела
Александровского художественного музея
В последнее время мы все чаще обращаем внимание на роль купеческого сословия в развитии и становлении России. Немалый пласт купечества существовал и в Александрове.
Слово «гильдия» появляется в русских источниках с 1712 года, когда специальным указом вводится сословие «торгующих крестьян», облагаемых податью. В 1721 г. принимается Устав главного магистрата. По нему посадские люди были отнесены к категории «регулярных людей». Они были разделены на две купеческие гильдии, куда включалось понятие «купец первой гильдии». Разделение производилось согласно капиталу и роду деятельности.
После гильдейской реформы 1775 года купечество было разделено на три гильдии. Вхождение в состав одной из них было возможно, согласно объявленному капиталу. Был установлен предельный минимум. Для вхождения в определенную гильдию он составлял: купцы первой гильдии – 10 тысяч рублей; купцы второй гильдии – 1 тысячу рублей; купцы третьей гильдии – 500 рублей. Был установлен гильдейский сбор в размере 1 процент. Следует отметить, что практически каждые 10 лет происходило изменение объявленного капитала и гильдейского сбора.
Сенат России в 1760 г. публикует Указ, запрещающий заниматься торговлей российскими и иностранными товарами всякому, кроме купцов. В 1785 году выходит «Жалованная грамота городам», подписанная Екатериной II, в которой была дана четкая граница между гильдиями. Именно этот документ предоставил купеческому сословию монопольное право на ведение торговли. Были установлены, как и прежде, три гильдии, входящие в них купцы могли заниматься следующей деятельностью и иметь имущество: купцам первой гильдии можно было владеть морскими судами, иметь собственное производство (фабрики, заводы), а также право вести заграничную торговлю, обладать паспортной льготой. Они освобождались от воинской повинности и от телесных наказаний. Купцы второй гильдии могли иметь речные суда. Они также могли владеть заводами и фабриками. К ним не применялись телесные наказания, была отменена рекрутская повинность. Состоящие в третьей гильдии могли владеть лавками, трактирами и постоялыми дворами.
Купцы занимали значительную нишу в российском обществе. Им были положены определенные привилегии, из которых большая часть была назначена торговым людям, имеющим значительный капитал. Привилегии дворян и купцов первой гильдии отличались друг от друга. В списках сословий по числу получаемых привилегий, дворяне стояли выше любого другого сословия. Но у купечества была особая привилегия – стать «почетным гражданином». В этом случае по количеству привилегий они приближались к дворянам. Но последние имели право на государственную службу и владения крестьянами, чего не имели другие сословия, в том числе и высшая купеческая гильдия. Не давало этого права и звание «почетного гражданина».
В материалах Государственного архива Владимирской области (ГАВО)[1] читаем: «В 1782 г. июля Владимирского наместничества Александровский городской магистрат, городской голова Василий Иванов сын Назаров, староста купецкой Петр Иванов сын Королев, мещанский – Федор Иванов сын Пынеев, в силе состоявшегося 1781 года ноября 16 дня императорского величества опубликованного манифеста, дали сию сказку о положенной в прежде бывшей Александровской слободе, а ныне городе Александрове по последней 1763 года ревизии в подушном окладе купцов, с показанием после ревизии в нем рожденных и прибылых…»
Согласно упомянутой ревизии, мы перечислим глав купеческих фамилий в 1782 г. Во второй гильдии числились: Герасим Иванович Карунин, Максим Степанович Барабанов, Иван Андреевич Назаров, Петр Васильевич Хахалин, Иван Яковлевич Морозов. Согласно документа, перечисленные выше купцы «записались в оное звание с открытием Владимирского наместничества и сего города в 1779 году».
В третьей гильдии значились в 1782 году в городе Александрове числились: Иван Иванович Астраханцев, Назар Осипов, Дмитрий Игнатьевич Былов, Иван Тихонович Пынеев, Семен Никитич Пакин, Петр Гаврилович Былов, Василий Иванович Первушин, Алексей Иванович Первушин, Василий Алексеевич Ерофеев, Василий Дмитриевич Стрекосов, Сергей Иванович Разводнов, Михаил Михайлович Носов, Егор Михайлович Пищальников, Иван Назарович Красавин, Николай Сергеевич Плешанов, Иван Никитич Шерстнев, Семен Афанасьевич Чернов, Федот Андреевич Карунин, Федор Егорович Горшков, Сергей Сергеевич Вихляев, Андрей Семенович Баранин, Василий Романов, Данила Федотович Беляев, Андрей Иванович Карунин, Илья Илларионович Зубов, Василий Иванович Бутырин, Демид Иванович Шепелев, Матвей Митрофанов, Василий Петрович Пынеев, Семен Петрович Пынеев, Николай Иванович Зорин, Алексей Егорович Зорин, Евдоким Иванович Ложечкин, Петр Иванович Зорин, Иван Михайлович Посников, Иван Иванович Юдин, Иван Яковлевич Богданов, Никита Николаевич Назаров, Дмитрий Петрович Хахалин, Иван Николаевич Назаров, Федор Николаевич Назаров, Василий Иванович Назаров, Иван Артемьев, Семен Иванович Сколков, Дмитрий Иванович Сухов, Иван Никифорович Королев, Иван Иванович Поровнин, Петр Иванович Поровнин, Андрей Тимофеевич Серебряков, Никита Яковлевич Морозов, Федор Иванович Бедриков, Гаврила Андрианович Барсуков, Иван Максимович Летигин, Гаврила Федорович Растворов, Андрей Михайлович Жемчужкин, Степан Григорьевич Жемчужкин, Василий Гаврилович Сорокин, Василий Алексеевич Палылов, Василий Иванович Сумигнин, Максим Афанасьевич Просавин, Федор Васильевич Сычугов, Сергей Матвеевич Коропаткин, Козма Григорьевич Розанов, Андрей Васильевич Уголков[2]. Отметим, что здесь указаны только главы семейств.
В 1818 году в городе Александрове произошел сильнейший пожар. Из рапорта Александровского городничего майора Гагина: «… до случившегося в города Александрове пожара состояло всех домов 376, в том числе купеческих и мещанских 287, чиновнических 12, приказнослужительских 7, солдатских 2, священноцерковнослужительских 13, монастырских служителей 10, конюшенных служителей 45. Из означенных 376 домов сгорело купеческих и мещанских 114, приказнослужительских 3, конюшенных служителей 29, итого 146 домов».[3] В результате пожара город начал перестраиваться, часть купцов переходили в мещане и наоборот.
В ревизии 1834 года купцами 2-й гильдии числились: Федор Николаевич Баранов, Степан Иванович Зубов, Григорий Дмитриевич Зубов, Дмитрий Яковлевич Зубов.
В 1850 году, кроме знакомых нам фамилий Барановых и Зубовых, построивших впоследствии фабрики, во второй гильдии появляется Андрей Андреевич Первушин. Откуда взялся столь солидный капитал у А.А. Первушина? Отметим, что это имя не стоит путать с Алексеем Михайловичем Первушиным, который смог достичь только высот купца 2-й гильдии и в особняке которого в настоящее время расположен Художественный музей.
Фамилия Первушиных известна с XVII века. В писцовой книге Александровской слободы 1677 года читаем: «…за рекой Серой по обе стороны посадские дворы: … двор Федька Андреев сын Первушин, печет калачи…».
Андрей Андреевич Первушин перешел в купеческое сословие в 1822 году из мещан. После страшнейшего пожара 1818 года в городе началось активное строительство. Поэтому многие купцы, в том числе и А.А. Первушин, торгуют, как сейчас бы назвали, «строительными материалами». В 1846 году вместе с сыновьями Иваном и Григорием он переведен во вторую гильдию, а с 1851 года – купец 1-й гильдии, с 1854 года – Потомственный почетный гражданин.
В Приходно-расходной денежной книге Лукиановой пустыни на 1848 г. имеется следующая запись: «…Александровскому купцу Андрею Андрееву Первушину за шестьдесят фунтов медянки для крашения церковных кровель, … за четыре пуда тридцать четыре фунта свинцовых белил…»[4]
В Оценочной книге г. Александрова на 1851 г.[5] на Подгорной улице: «2-й гильдии купца Андрея Андреева Первушина на каменном жилье деревянный дом по линии с воротами. У него же, Первушина, против оного другой дом двухэтажный на каменном фундаменте по линии с воротами. У него же, Первушина, позади первого дома солодовенное заведение. У него же, Первушина, каменная лавка с таковым же подвалом. У него же, Первушина, деревянная лавка на берегу р. Серой.»
В документах за 1851 г. он значится купцом 1-й гильдии: «1851 года февраля 23 дня… опекуны, определенные к малолетним Александровским купцам Каленовым, Александровские купцы 1-й гильдии Андрей Андреев Первушин и 3-й гильдии Александр Осипов Семенов заключили сей контракт с Александровской 1-й гильдии купчихой… Александрой Асафовной Барановой в том, что … опекуны Первушин и Семенов отдали ей, Барановой, в наемное содержание принадлежащее тем малолетним отбельное заведение, состоящее в г. Александрове на берегу реки Серой, по течению ее на правой стороне близ Песочной улицы, со всеми имеющимися при нем пристройками, машинами… и т.д. … сроком на 6 лет.»[6]
В 1851 году А.А. Первушин строит за свой счет в г. Александрове дом для инвалидной команды возле здания бывшего Конного завода. «Дом этот каменный, одноэтажный, имеющий в длину 10, в ширину 4 сажени, крытый тесом, в нем комнат 3, печей 2, окон 12, дверей 2, пол деревянный, внутри оштукатурен. При ней устроены кухня и погреб деревянные, и колодезь.»
В конце 1850-х годов находим следующие сведения: «Пивоваренное и водочное заведение… купца первой гильдии Первушина… находится на полуострове реки Серой и занимает пространство земли 860 кв. сажен, место отдано с 1858 года.»[7]
Деятельность купца Андрея Андреевича Первушина не ограничивается городом Александровым. В 1849 году в городе Костроме он приобретает одно из красивейших зданий, известный, как «дом Борщова». После пожара в 1847 году, здание сильно пострадало, и прежние владельцы посчитали, что восстановление обойдется слишком дорого. А.А. Первушин дом капитально отремонтировал и открыл в нем лучшую в Костроме гостиницу под названием «Лондон». В 1862 году гостинице перешла во владение сыну Ивану Андреевичу, который к тому времени содержал винный откуп в Ростове Великом. В 1871 году костромичи собрали деньги и выкупили у Первушина гостиницу, где открылся окружной суд[8].
В Гороховце в середине 1850-х годов Андрей Андреевич приобрел дом, используемый для питейного заведения, во дворе которого имелся родник. По его замыслу на площади, рядом с питейным заведением, должен был появиться некий бассейн, который бы заменил на площади все «безобразные и не приличные для города» сооружения, такие, как деревянные желоба, колоды, корыта и прочее. При этом, понимая, что при рытье траншей для укладки подземного водопровода пострадает дорога с булыжной мостовой, все расходы с принятием издержек купец намерен был взять на себя. Разрешение было получено, трубы были уложены зимой 1857 года, а в апреле, когда было решено запустить водопровод, затопило всю улицу и торговую площадь. Работы были проведены не специалистами в этом деле. В результате, попытка облагородить Гороховец не удалась.
Дело Андрея Андреевича продолжили его сыновья Иван и Григорий.
Купец 1 гильдии Иван Андреевич Первушин выиграл в карты местечко Лучки у князя Александра Борисовича Голицына, владельца соседнего большого села Сима. Построил купец здесь завод, который выпускал спирт, патоку, глюкозу. Одновременно выстроены хранилища, конюшни, больница, школа, казармы для рабочих, заводская контора. Выстроил и для себя дом с парком, и фонтаном. Здание завода сохранилось до сих пор.
В Вологде пивоваренный завод купца 1-й гильдии Ивана Андреевича Первушина начал действовать в 1864 году. В конце 1880-х годов завод перестраивают наследники И. А. Первушина. Комплекс зданий на тот момент включал в себя солодоварню, два каменных дома, каменную пристройку, каменную солодорастильню и солодосушильню, каменный каретник с конюшней и деревянные кладовые. В 1908 году каменное здание завода вновь перестроено. На 1916 год в комплексе значатся солодорастильня и солодосушильня, каретник и конюшни, пивоваренный завод, и кладовая, флигель (кухни и прочее), деревянный двухэтажный флигель для рабочих, завод искусственных минеральных вод, амбар.
И в Переславле-Залесском Иван Андреевич Первушин имел винный склад, и завод, о чем говорят многочисленные этикетки в экспозиции Переславского музея-заповедника.
Открыл производство вина Иван Андреевич Первушин и в Крыму. Он приобрел здесь имение, ранее принадлежавшее князю Александру Михайловичу Потемкину, после его смерти – вдове Татьяне Борисовне Потемкиной; после кончины последней имение Артек досталось родственнику, несовершеннолетнему князю А.Б. Голицыну, попечителями которого в 1875 г. оно было продано купцу Ивану Андреевичу Первушину, основавшему здесь торговый дом «Первушин и сыновья».
Новый хозяин наладил промышленное производство высокосортных сухих и десертных вин. Качество этих вин было настолько высоко, что принесло Первушину титул поставщика вин Двора его императорского величества. Позже Первушин прикупил имение графини Строгановой.
Расположено имение Артек было в 5 верстах от Симферопольского шоссе, в 1 версте от нижне-земской дороги, в 5 верстах от Гурзуфа и от деревни Куркулет (ныне село Лавровое) в 1 версте, на самом берегу моря по направлению к имению Суук-Су.
С 1890 г. и до национализации в 1920 г. имением владела вдова купца Первушина Екатерина Александровна. К этому времени оно составляло 127 десятин, из которых 39 было занято под виноградниками. Здесь произрастали такие сорта винограда, как Алиготе, Саперави, Мадера, Каберне, Токай, Рислинг, Изабелла и другие. Вина получали в среднем до 30 000 ведер в год.
На территории прекрасного парка площадью 18 десятин росли яблони, груши, сливы, фундук. С водой проблем не было, так как имелось два собственных источника, а также два бассейна по 30000 ведер каждое. От бассейнов шли оросительные канавы и водопроводные трубы. Вода поступала из источника Вольды-Су деревни Дерменкой.
Большое экономическое имение Первушиных, в котором был даже телефон, включало двухэтажный каменный дом владельцев, дом для служащих, контору, казарму для рабочих. Среди нежилых построек были «морской дом» бывших владельцев, церковь, при ней колокольня с шестью колоколами, каретный сарай, конюшни, сарай для коров, оранжерея, домик для работы бондаря и плотника, помещение под кузницу и дом из 12 кладовых комнат.
При национализации имения в актах, составленных в декабре 1920 года, упомянуто, что на его территории находятся большие залежи высококачественного гранита. А экспертом Сербуленко было отмечено великолепное качество вин, хранившихся в винном подвале Первушиных в количестве 16 тыс. 843 ведер урожая 1915, 1916, 1917 годов.
А жилой поселок, который находится в районе конечной остановки автобуса № 2 в Артеке, долгое время неофициально назывался Первушино.[9]
Не забывал Иван Андреевич заниматься благотворительностью. В 1877 г. Земское собрание вынесло следующее решение:«Относительно желания коммерции советника, Александровского 1-й гильдии купца Ивана Андреевича Первушина принять в земской больнице содержание 25 человек больных и раненых воинов. Постановлено: Предложение принять с благодарностью, о чем поручить управе от имени земского собрания сообщить Ивану Андреевичу Первушину и затем своевременно сделать надлежащее по сему предмету распоряжение.»[10]
В списке недвижимого имущества на 1880 г. в городе Александрове за Иваном Андреевичем числились два земельных участка, за вторым сыном А.А. Первушина Григорием Андреевичем числилось: «5 деревянных домов, флигель, сарай, пивоварня, сторожка, каменный сарай, 4 лавки, погреем, амбар и питейный дом».
В 1881 г. в «Именной ведомости о купцах 1-й гильдии за 1882 г.» числится: «Первушина Екатерина Александровна, вдова коммерции советника, объявленный капитал 15000 руб, поступления в казну 699.75 руб.»[11]
В 1891 году за сыновьями Ивана Андреевича Первушина потомственными почетными гражданами Николаем Ивановичем, Александров Ивановичем, Дмитрием Ивановичем значится 5 домов (оценено в 5150 руб.), 4 лавки (5050 руб.), 2 каменных склада (3180 руб.), деревянное здание (1200 руб.), полученные по праву наследования от отца в 1881 г.[12]
В 1908 году городской голова А.В. Растворов обратился к братьям Первушиным: «Милостивые государи Александр Иванович, Алексей Иванович, Василий Иванович, Василий Иванович, Дмитрий Иванович! Организационный комитет школы, прежде чем обратиться за пособием к кому-либо, поручил мне обратиться к вам с покорнейшей просьбой от всего городского населения: дело вашей благотворительности на пользу просвещения в родном вашем городе, хотя бы уступкой в пользу города принадлежащих вашей фамилии ныне пустующих двух домов и каменного склада, которые могли быть использованы городом на нужды открываемой школы».[13]
Городская торговая школа расположена к открытию в доме, который великодушно предоставлен в дар городу Александрову братьями Первушиными в 1908 году. Разрешение на открытие школы получено в 1913 г.[14]
Скорее всего, именно эти Первушины участвовали в строительстве «дома Иванова», в котором в наше время находится районная администрация.
Дом жилой, принадлежащий Первушиным на Красной Стороне, ныне ул. Красной Молодежи, сохранился до наших дней, два года назад с него сняли статус объекта культурного наследия.
Роль купечества в развитии города Александрова очень велика. Чего стоит история с железной дорогой. Долго вспоминали переславцы сосны на берегу Ляхова болота, которые памятны для Переславля-Залесского тем, что в 1868 г., когда проводиласьжелезная дорога от Москвы на Ярославль, здесь именно решался вопрос, как вести дорогу? В этой местности предполагалась железнодорожная станция. Инженеры и делегаты от Переславля выпили,и закусили под этими соснами, но «не поладили»; не то не сумели переславцы дать взяткуинженерам, не то не хотели дать[15].
Александровцы же «поладили» - и железная дорога «завернула» в город.
И почти все, что сейчас пытаемся назвать словом «историческое ядро» города, сформировано купеческим сословием.
Сегодня мы дали неполную картину деятельности одного лишь купеческого рода, не очень известного до недавнего времени, а сколько их было?..
[1] ГАВО. Ф. 301. оп. 5, дело 417
[2] ГАВО. Ф. 301. оп. 5, дело 417
[3] ГАВО. Ф.40, оп. 1, дело 5307
[4] ГАВО. Ф.584, оп. 1, дело 232
[5] ГАВО. Ф. 399, оп. 1, дело 594
[6] ГАВО. Ф. 16, оп. 1, дело 534
[7] ГАВО. Ф. 399, оп. 2, дело 104
[8] ГАКО. Ф. 497, оп. 2, дело 4827, л. 50
[9] Т. БрагинаПутешествие по дворянским имениям Крыма. Источник: http://www.krimoved-library.ru/books/index.html
[10] . Журнал земских собраний.1877 г.
[11] ГАВО. Ф. 389, оп. 1, д. 147, л. 10, 11.
[12] Владимирские губернские ведомости, 1891 г., № 14
[13] ГАВО. Ф. 389, оп.1, д. 244, л. 130
[14] Там же, л. 130
[15] Доклады Переславль-Залесского Научно-просветительного общества. Выпуск. 15. М. 2008 г. с. 72