Добавлена запись
17 фев 2020, 11:02
Впервые в Александрове персональная выставка Заслуженного художника России Николая Желтушко
28 февраля в 16.00 в выставочном зале Александровского художественно-краеведческого музея открытие выставки художника Николая Желтушко.
Заслуженный художник России. Член Союза художников России.
Член Союза Художников СССР с 1981 г.
Николай Петрович Желтушко родился в 1947 году в станице Староминская Краснодарского края. В 1971 г. окончил Ростовское художественное училище им. М.Б. Грекова. С 1974 г. постоянный участник более чем 100 московских, республиканских, всесоюзных, зарубежных и международных выставок. Его персональные выставки проходили в Москве, Калязине, Кашине, Ашхабаде, Коломне.
Произведения художника находятся в музеях Москвы и других городов России, а также в частных коллекциях в Италии, Греции, Японии, Югославии, Германии.
Живописец работает в бытовом, историческом, пейзажном жанре и натюрморте.
Николай Петрович Желтушко - заслуженный художник России, член Союза художников России, член живописной комиссии Союза художников России, член Московского Товарищества живописцев (Московский Союз художников), награжден Серебряной медалью и Дипломом Российской Академии Художеств.
Мастер считает, что задача каждого честного художника прежде всего сохранить уцелевшую отечественную культуру наших предков. Тема России, родной земли, деревни и, конечно, русских людей близка Николаю Петровичу с детства и по сей день.
Персональная выставка в Александрове будет проходить впервые.
Добавлена запись
21 янв 2020, 10:18
" К столетию Мастера". Выставка в Александровском художественно-краеведческом музее
К столетию Мастера
31 января в 14:00 в выставочном зале музея состоится презентация выставки Ивана Козлова "Мой след на земле" из фондов музея, посвященная 100-летию Мастера. На презентации будут присутствовать представители Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, члены Костромского отделения ВТОО СХР.
Приглашаем всех желающих!
Козлов Иван Александрович (1920-2015).
Выставка живописных работ Ивана Александровича Козлова «Мой след на земле» приурочена к 100-летию со дня рождения художника. Кроме того, она открывает цикл программ, посвященных празднованию 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.Иван Александрович Козлов родился 27 августа 1920 года в деревне Юрцово Александровского района Владимирской области. Отец – участник Первой мировой и Гражданской войн – по профессии был сапожник, но, по воспоминаниям Ивана Александровича, после работы писал пейзажи акварелью. Себя же он вспоминает как изобретателя: собственноручно сделал по схеме из журнала фотоаппарат; участвовал в строительстве деревянного автомобиля и научился его водить. В 8 классе стал заниматься в изокружке Карабановского клуба, который вёл Николай Филиппович Абрамов – профессиональный художник. Затем поступил в Костромское художественное училище, где учился у видного представителя академического реализма Н. П. Шлеина, ученика В. Е. Маковского. Николай Павлович Шлеин, оценив способности Ивана, сумел воспитать его как художника в лучших традициях академического реализма и помог выработать свой собственный стиль.Обучение в Костромском училище было прервано войной. С третьего курса, в конце 1941 года Ивана Козлова призвали в Красную Армию. С января 1942 года он воевал рядовым под Москвой в составе артиллерийско-пулеметного батальона. Был под Ржевом. В разведывательном отряде артдивизиона полка в качестве наводчика прошел с боями от Волоколамска до Восточной Пруссии. После окончания войны служил при штабе (художником!) в одном из городов Германии.И. А. Козлов награжден орденом Отечественной войны II степени, боевыми и юбилейными медалями.После демобилизации Иван Александрович посетил родное Юрцово и уехал в Кострому, где экстерном, за один год окончил Художественное училище и остался в нём преподавать. В Костроме он прожил до конца своих дней.Произведения Ивана Александровича Козлова представляют одну из лучших коллекций Александровского художественно-краеведческого музея. В фондах хранится около 400 его работ. Скорее всего, это лишь малая часть того, что составляет его творческое наследие.Все его работы являются ярчайшим примером незаслуженно забытого и гонимого в 90-ые годы XX века стиля социалистического реализма. Его талантливая кисть рассказывает о нелёгком пути нашей страны после войны, восстановлении народного хозяйства, о закатах и рассветах на его любимой Родине. Козлова волнует неповторимость времен года – от сочной зелени весны до багрянца и золота осени. С великолепных портретов смотрят родные, друзья, однополчане. Они поражают экспрессией, сопереживанием и погружением в то время, о котором хотел и сумел рассказать художник.
Добавлена запись
9 окт 2019, 11:48
Санкт-Петербургский планетарий
Александровский художественно-краеведческий музей предлагает посетить Санкт-Петербургский олдскульный аналоговый планетарий (живая лекция). Такого в городе еще не было!
Добавлена запись
17 апр 2019, 12:04
Для вас, Ветераны! "От боя до боя недолго..." - фестиваль военно-полевого романса
ФЕСТИВАЛЬ ВОЕННО-ПОЛЕВОГО РОМАНСА «ОТ БОЯ ДО БОЯ НЕДОЛГО…»
Помните слова Маэстро из фильма «В бой идут одни старики»: «Кто сказал, что надо бросить песню на войне, после боя сердце просит музыки вдвойне! От винта!»
В преддверии Великого праздника Дня Победы для вас прозвучит авторская песня, а также всеми любимые «На сопках Маньчжурии», «Десятый наш десантный батальон», «Две вертушки на Моздок», «Враги сожгли родную хату», «Я люблю тебя, жизнь» и многие другие песни. Для вас будут петь Владимир Егоров, Олег Захаров и Мунер Айсин. Автор идеи и ведущая –Анастасия Кулькова, корреспондент газеты «Александровский Голос Труда».
Ждём вам в Выставочном зале Александровского художественно-краеведческого музея. Вход свободный!
Добавлена запись
1 апр 2019, 11:16
Александровское купечество. Продолжение. В.Н. Ревякин, зав. научно-исследовательского отдела АХМ
Александровский купец Степан Иванович Зубов
Кузнечный ряд в Александрове
Торговая площадь в Александрове и водоразборный "бассейн", построенный Барановым (на фото слева).
Александровское купечество (продолжение).
Купцам, уплатившим гильдейский сбор, выдавалось Купеческое свидетельство. В этот документ кроме «начальника семейства» вписывались члены его семьи. Указ Правительствующего Сената от 28 февраля 1809 года определял круг родственников, которые могли быть вписаны в купеческое свидетельство. Это могла быть жена, сыновья и незамужние дочери. Внуки включались только в том случае, если в свидетельство были вписаны их отцы, и не торговали от своего имени. Братья могли быть вписаны в свидетельство, если они объявили наследственный капитал, и уплатили с него налог на перевод наследства. Все остальные родственники не могли включаться в купеческое свидетельство. Они имели право состоять в сословии только от своего имени.
Свидетельство давало право на торговлю в определенной местности, они выдавались только в городах, причём все города в империи были разделены на пять классов местностей. А стоимость свидетельства изменялась в зависимости от класса местности. Если свидетельство выписывалось на имя женщины, то муж не имел права вписываться в свидетельство. Дети, достигшие совершеннолетия, могли получить свидетельство на своё имя. Все вписанные в купеческое свидетельство имели право заниматься торговыми делами.
Данная система с различными изменениями просуществовала до 1890-х годов. Система купеческих свидетельств создавалась в фискальных целях.
В прошлой публикации («Голос труда» от 06.02.2018 г.) были перечислены главы купеческих семейств по состоянию на 1882 г.
Сегодня мы познакомимся, как развивался город Александров с конца XVIII до середины XIXвека.
Обывательская книга[1] за 1785 г. знакомит нас занятиями и промыслами, которыми занимались жители города Александрова.
Кузнечным делом занимались: Герасим Николаевич Бажин в покупном доме на Черной стороне[2]; Петр Гаврилович Быков в наследном доме на той же Черной стороне; недалеко содержал кузницу Василий Андреянович Барсуков; Гаврила Андреянович Барсуков «производил слесарное и кузнечное мастерство в наследном доме на Старой конюшне[3]»; Егор Иванович Болдырев «Производил кузнечное мастерство на выгонной земле»; в Староконюшенной слободке занимался кузнечным делом Иван Герасимович Бычков; Петр, сын вдовы Дарьи Бажиной, занимался кузнечным делом в наследном доме в той же Староконюшенной слободке; вдова Авдотья Петрова с детьми содержала кузницу, этим же занималась вдова Ирина Дубенская с детьми; в Стрелецкой слободке Андрей Елдаков также содержал кузницу; Федор Федорович Жижимонтов имел кузницу в Староконюшенной слободке, от него не отставал брат Никита Федорович Жижимонтов, который построил дом напротив Староконюшенной слободки; Данила Николаевич Зубов с братьями Семеном и Василием занимались кузнечным делом в своем доме «в Старой конюшне»; вдова Екатерина Карунина с сыновьями Иваном и Петром занимались «кузнечным мастерством»; кузнецами являлись: Ларион Куделин, Емельян Климов, Семен Коровкин, Иван Михайлович Куделин, Михаил Алексеевич Куделин, Егор Куделин, Иван Коровкин, Дмитрий Котельников, Федот Калинин, Николай Михайлович Коровкин; Яков Котельников в Стрелецкой слободке паротив наследного дома имел кузницу и производил «медное рукоделие»; Иван и Алексей Летягины имели кузницы против своих дворов в Стрелецкой слободке и также производили «медное рукоделие». Занимался кузнечной работой и Николай Иванович Первушин. Среди кузнецов встречаются Николай, Кузьма и Василий Чемичкины, а также Петр Степанович Краснов с сыном Иваном, Тихон Морозов. Основные изделия кузнецов – лемехи, серпы, топоры. Немалую роль в наличии такого количества кузниц играл тракт, который проходил через Александров из Москвы в Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, далее – в северные города. Передвижение, как известно, проходило на конной тяге, надо было, в случае необходимости, коней перековать, телегу починить и т.д.
В том же 1785 году крашением тканых холстов занимались: Василий Иванович Бутырин, который имел дом в Черной стороне; Николай Тихонович Баранов, который имел дом и лавку в Староконюшенной слободке; Борис Иванович Гусев; Ефим Семенович Коровин; Герасим Иванович Карунин; вдова Фекла Карпихина с сыном Иваном имели дом в Богоявленской слободке и производили «крашенинное мастерство»; Василий и Яков Лапины, Николай Растворов также занимались ручным крашением холстов.
Иван Артемьевич Горшешников - «умеет горшешное рукоделие». Делали горшки и Максим Никифорович, а также Михайло и Петр Горшешниковы.
Иван, Федот и Василий Андреевичи Карунины, имеющое дома в Черной стороне, «производят бочарное мастерство» (делали бочки, кадки и т.д.).
Афанасий Максимович Красавин и сын Максим Афанасьевич имели дома в Стрелецкой слободке, «у обоих кожевенные заводы». Что из себя представляли «заводы», видно из рапортов Александровской городской ратуши[4] 1802 г: «… у купцов: Максима Афанасьева сына Красавина на кожевенном заводе в обращении 1000 руб., кожи скупает в Александрове и, выделяемые, возит в Москву… сверх оного, с его, Красавина, завода производится работа александровских купцов Никиты Петрова сына Хахалина и Ивана Михайлова сына Любимовского, у коих выделываются черные и красные кожи, и для продажи отправляются в Москву, и Санкт-Петербург, на оном же заводе рабочих людей 10 человек.
Сергея Петрова сына Пузова на кожевенном заводе…кожи мелочные скупает в Александрове… выделываемые на заводе черные кожи для продажи отвозит в Москву и другие города… рабочих людей у него находится 4 человека.
Мещанина Матвея Петрова сына Пузова на кожевенном заводе…кожи мелочные скупает в Александрове… выделываемые на заводе черные кожи для продажи отвозит в Москву… работу производит своим рукоделием.»
Кроме перечисленных «заводов», на солодовенном заводе купца Михаила Матвеевича Каленова работало 4 человека; на солодовенном заводе купцов Василия Алексеевича и Льва Васильевича Ерофеевых «рабочих людей 6 человек».
На воскодорном заводе купца Ивана Андреяновича Назарова, на котором производится воск для продажи в Москве и в Александрове, рабочих людей числится 10 человек.
На клейном заводе Егора Степанова рабочих людей числится 4 человека.
Так зарождалась «промышленность» в городе Александрове. Конечно же, все работы выполнялись вручную.
Ревизские сказки[5] 1834 года знакомят нас с купеческими династиями на тот момент:
Купцы 2-й гильдии. Федор Николаевич Баранов (перешел из 3-й гильдии в 1823 г.); Степан Иванович Зубов (перешел из 3-й гильдии в 1827 г.); Григорий Дмитриевич Зубов (перешел из 3-й гильдии в 1823 г.); Дмитрий Яковлевич Зубов (перешел из 3-й гильдии в 1823 г.).
3-й гильдии купцы. Михаил Матвеевич Каленов, Николай Герасимович Карунин, Иван Иванович Назаров, Егор Львович Морозов, Федор Андреевич Лихарев, Семен Антипович Назаров, Иван Кириллович Шептушкин, Никита Алексеевич Первушин, Никита Иванович Первушин, Павел Степанович Разводнов (выбыли в мещенство в 1814 г.), Андрей Егорович Пшеничнов (выбыл в мещанство в 1820 г.), Иван Иванович Зубов, Григорий Сергеевич Пынеев, Петр Николаевич Зорин, Григорий Петрович Зорин, Иван Михайлович Куделин, Николай Матвеевич Каленов, Григорий Иванович Вихляев, Алексей Семенович Сколков, Герасим Родионов, Семен Емельянович Быков, Иван Семенович Быков, Дмитрий Никитич Назаров, Петр Никитич Назаров, Филипп Никитич Назаров, Николай Сергеевич Павлов, Петр Андреевич Жемчужкин (перешел в мещанство в 1818 г.), Сергей Петрович Пузов, Григорий Сергеевич Куропаткин, Лука Андреевич Уголков, Павел Иванович Карпихин, Сергей Иванович Павлов, Михаил Егорович Пшенинов, Аким Егорович Растворов, Яков Яковлевич Черкисов (перешел в мещанство в 1814 г.), Иван Андреевич Алекин, Григорий Гаврилович Первушин, Петр Николаевич Плешанов (перешел в мещанство в 1823 г.), Данила Иванович Бутырин, Василий Федорович Носов, Петр Андреянов (перешел в мещанство в 1823 г.), Дмитрий Васильевич Пынеев, Андрей Андреевич Первушин (перешел из мещан в 1822 г.) Максим Дмитриевич Хахалин, Семен Якимович Чушкин, Петр Николаевич Сущев (перешел из мещан в 1831 г.), Андрей Федорович Давыдов ( перешел из мещан в 1833 г.), Козма Алексеевич Морозов, Константин Осипов (перешел из мещан в 1814 г.), Иван Иванович Жуков (перешел из мещан в 1825 г.), Михаил Никитич Каленов (перешел из мещан в 1825 г.), Петр Козьмич Богданов (перешел из мещан в 1834 г.), Козма Иванович Коровкин (перешел из мещан в 1834 г.), Герасим Алексеевич Стрекосов.
Напомним еще раз, что в описи были указаны главы семейств, а у них были жены, братья, сыновья и т.д…
Пришло время заменять малопроизводительный и тяжелейший ручной труд, первыми это начали делать купцы Зубовы и Барановы. Зубовы скупали землю и строения в Стрелецкой слободке на берегу реки Серой. В деле 1836 г. об отводе земли купцу Зубову для постройки фабричных заведений[6] купец 2-й гильдии Иван Дмитриевич Зубов сообщает, что полотняной фабрике, построенной его отцом купцом Дмитрием Яковлевичем Зубовым, уже тридцать лет. Он просит прибавить еще земли, лежащей от существующего строения вверх по течению реки Серой.
В 1838 г. городская дума постановила, что земли в количестве 1630 квадратных сажен, предназначенные для заводов, позади кузниц на берегу реки Серой, отдаются купцу Степану Зубову для расширения фабрик.
Брат Степана, Михаил Иванович Зубов заключает брак с Авдотьей Федоровной Барановой. Ее отец, Федор Николаевич Баранов, занимался ручным крашением пряжи и тканей, сын которого Иван Федорович положил начало фабричному крашению тканей в городе Александрове.
После ранней смерти Михаила Ивановича Зубова, совместные дела с Барановыми пришлось вести брату Степану Ивановичу.
В 1834 и 39 годах купцу 2-й гильдии купцу Федору Николаевичу Баранову в потомственное оброчное владение было выделено 4 десятины выгонной земли, находящейся за городом близ сноповской мельницы для устройства красильного и белильного химического заведения и прочих фабричных зданий. В 1843 году его сын Иван Федорович просит разрешения выделить еще 2 десятины земли для расширения фабрики.[7]
Зубовы вместе с Барановыми участвовали в строительстве фабрики в Карабанове, позже их капиталы разделились.
В оценочной книге обывательских недвижимостей за 1842 г.[8], кроме многочисленных фабричных и жилых строений купцов Зубовых, и не малых – Барановых, упоминается купец 3-й гильдии Каленов: «… у него же, Каленова, при реке Серой на берегу мыза мерою в длину 24, поперек 20 сажен для отбелки бумажной пряжи, коленкору, миткаля, кисеи и для пропуску разного товара. У него же 3 деревянные лавки, дом деревянный на каменном жилье.»
«У 3-й гильдии купчихи Аксиньи Первушиной деревянный дом, позади сего дома выстроенное деревянное строение и каменная красильня, сушильня и клеильня в длину 9, а поперек 3 сажен.»[9]
Солодовенное заведение позади собственного дома в 1842 году имел купец 3-й гильдии Андрей Андреевич Первушин, а против этого дома еще один дом – деревянный двухэтажный, деревянная лавка с каменным подвалом.
Солодовенный завод рядом с деревянным домом имелся у купца 3-й гильдии Филиппа Назарова, кроме завода, у Назарова в гостином ряду имелись две деревянные лавки.
У вдовы Афимьи Морозовой на берегу реки Серой имелась пивоварня деревянная с флигелем, тут же – деревянная лавка.
Пивоварня имелась и у купчихи вдовы Прасковьи Ивановны Каленовой. Располагалась пивоварня на правом берегу реки Серой напротив красильного заведения купца Степана Зубова и была отдана в наем дмитровскому купцу Матвею Рожнову, который не очень был доволен таким соседством: «Имею я в содержании в г. Александрове откуп питейных сборов, при котором существует нанимаемое мною по контракту от александровской купчихи Прасковьи Ивановой Каленовой пивоваренное заведение, состоящее на берегу реки Серой противу красильного заведения, устроенного александровским 2-й гильдии купцом Степаном Ивановым Зубовым, … каждогодно терпел убытки … от испорченности воды от означенного красильного заведения С. Зубова…»[10]
У мещанина Алексея Гладкова, совместно с купеческим сыном Иваном Андреевичем Первушиным и вдовой Афанасьей Назаровой имелся восковой завод с двумя деревянными палатками.
В 1848 году купец 1-й гильдии Иван Федорович Баранов просит разрешения устроить на площади, близ гостиного двора бассейн для обеспечений жителей города водой «посредством водоподъемной машины», чем вызвал недовольство купца 3-й гильдии Алексея Ивановича Вихляева, взявшего в наем городскую мельницу. Последний считал, что Баранов ущемляет его деятельность и «больше заботится об интересах своей фабрики, чем о горожанах».[11] Но не смотря на жалобу, из Министерствы внутренних дел было получено разрешение на устройство бассейна в г. Александрове и отводе воды для фабричного заведения И.Ф. Баранова. Проект был сделан гражданским инженером Каринским. Из акта, подписанного губернским архитектором Никифоровым видено, что в 1850 г. в г. Александрове бассейн был построен и действует хорошо, вода течет быстро и обильно, и безостановочно снабжает весь город.[12]
Недовольство купца А.И. Вихляева устройством бассейна не помешало ему заключить контракт на содержание городской мельницы еще на 10 лет, в придачу к этому - маслобойни и сукновальни на тот же срок.
В 1853 г. [13] на бумагокрасильном заведении 1-й гильдии купчихи Барановой находилось рабочих людей 314 человек, сбыт производился на ярмарках: Нижегородской, Ростовской, Ирбитской, мензелинской и др., городах Москве, Казани, Шуе; на бумагокрасильном заведении купца Степана Зубова находилось 420 человек; на бумагокрасильном заведении купчихи Зубовой находилось рабочих 200 человек; на кожевенном заводе купца Пузова находилось 14 человек; на салотопенных заведениях: купца Алейкина – 4 человека, купца Богданова – 3 человека рабочих; кроме перечисленных заведений, в 1853 г. в г. Александрове имелось 4 кирпичных завода: купцов Баранова, Алексина, Шитикова, мещанина Болдырева.
При фабричном заведении купца Зубова, для измельчения морены и мака, употребляемых в краску, была устроена 12-сильная паровая машина.
Кроме перечисленных фабричных заведений, в 1853 г. числилось купцов и мещан, занимавшихся торговлей – 106 семейств, из них в уезде – 22, в г. Александрове – 84.
В Александрове базары бывали еженедельно по понедельникам, из них главных в зимнее время, - 5, на которых съезжалось до 2500 человек. Для торговли привозились следующие припасы: мука пшеничная, ржаная и гречневая, крупа гречневая, пшено, солод, рыба, соль, масло, мясо, картофель, яйца, скот, сено, солома.
Со второй половины XIX века начал формироваться облик города, который, частично, дошел до наших дней. Немалая заслуга в этом – купечества.
Владимир Ревякин, зав научно-исследовательским отделом АХМ
[1] ГАВО, ф. 399, оп.2, дело 1,2
[2] Черной стороной называлась часть Московской улицы, фасады которой выходили на северную сторону (ныне часть Советской улицы от Советской площади до моста через реку Серую).
[3] Староконюшенная слободка, впоследствии – улица Староконюшенная, ныне – улица Военная.
[4] ГАВО, ф. 40, оп.1, дело 1934.
[5] ГАВО, ф. 301, оп.5, дело 417
[6] ГАВО, ф. 40, оп.1, дело 9249.
[7] ГАВО, ф. 40, оп.1, дело 11257.
[8] ГАВО, ф. 399, оп.1, дело 453.
[9] Там же.
[10] ГАВО, ф. 40, оп.1, дело 11278.
[11] ГАВО, ф. 40, оп.1, дело 12907, лист 12, 48.
[12] Там же, лист 65.
[13] ГАВО, ф. 399, оп.1, дело 619, стр. 240
Добавлена запись
28 мар 2019, 14:42
Александровское купечество. В.Н. Ревякин, зав. научно-исследовательского отдела Александровского художественного музея
Андрей Андреевич Первушин, Потомственный почетный гражданин города Александров, купец I гильдии
его сын, Иван Андреевич Первушин, купец I гильдии
АЛЕКСАНДРОВСКОЕ КУПЕЧЕСТВО
В. Ревякин, зав. научно-исследовательского отдела
Александровского художественного музея
В последнее время мы все чаще обращаем внимание на роль купеческого сословия в развитии и становлении России. Немалый пласт купечества существовал и в Александрове.
Слово «гильдия» появляется в русских источниках с 1712 года, когда специальным указом вводится сословие «торгующих крестьян», облагаемых податью. В 1721 г. принимается Устав главного магистрата. По нему посадские люди были отнесены к категории «регулярных людей». Они были разделены на две купеческие гильдии, куда включалось понятие «купец первой гильдии». Разделение производилось согласно капиталу и роду деятельности.
После гильдейской реформы 1775 года купечество было разделено на три гильдии. Вхождение в состав одной из них было возможно, согласно объявленному капиталу. Был установлен предельный минимум. Для вхождения в определенную гильдию он составлял: купцы первой гильдии – 10 тысяч рублей; купцы второй гильдии – 1 тысячу рублей; купцы третьей гильдии – 500 рублей. Был установлен гильдейский сбор в размере 1 процент. Следует отметить, что практически каждые 10 лет происходило изменение объявленного капитала и гильдейского сбора.
Сенат России в 1760 г. публикует Указ, запрещающий заниматься торговлей российскими и иностранными товарами всякому, кроме купцов. В 1785 году выходит «Жалованная грамота городам», подписанная Екатериной II, в которой была дана четкая граница между гильдиями. Именно этот документ предоставил купеческому сословию монопольное право на ведение торговли. Были установлены, как и прежде, три гильдии, входящие в них купцы могли заниматься следующей деятельностью и иметь имущество: купцам первой гильдии можно было владеть морскими судами, иметь собственное производство (фабрики, заводы), а также право вести заграничную торговлю, обладать паспортной льготой. Они освобождались от воинской повинности и от телесных наказаний. Купцы второй гильдии могли иметь речные суда. Они также могли владеть заводами и фабриками. К ним не применялись телесные наказания, была отменена рекрутская повинность. Состоящие в третьей гильдии могли владеть лавками, трактирами и постоялыми дворами.
Купцы занимали значительную нишу в российском обществе. Им были положены определенные привилегии, из которых большая часть была назначена торговым людям, имеющим значительный капитал. Привилегии дворян и купцов первой гильдии отличались друг от друга. В списках сословий по числу получаемых привилегий, дворяне стояли выше любого другого сословия. Но у купечества была особая привилегия – стать «почетным гражданином». В этом случае по количеству привилегий они приближались к дворянам. Но последние имели право на государственную службу и владения крестьянами, чего не имели другие сословия, в том числе и высшая купеческая гильдия. Не давало этого права и звание «почетного гражданина».
В материалах Государственного архива Владимирской области (ГАВО)[1] читаем: «В 1782 г. июля Владимирского наместничества Александровский городской магистрат, городской голова Василий Иванов сын Назаров, староста купецкой Петр Иванов сын Королев, мещанский – Федор Иванов сын Пынеев, в силе состоявшегося 1781 года ноября 16 дня императорского величества опубликованного манифеста, дали сию сказку о положенной в прежде бывшей Александровской слободе, а ныне городе Александрове по последней 1763 года ревизии в подушном окладе купцов, с показанием после ревизии в нем рожденных и прибылых…»
Согласно упомянутой ревизии, мы перечислим глав купеческих фамилий в 1782 г. Во второй гильдии числились: Герасим Иванович Карунин, Максим Степанович Барабанов, Иван Андреевич Назаров, Петр Васильевич Хахалин, Иван Яковлевич Морозов. Согласно документа, перечисленные выше купцы «записались в оное звание с открытием Владимирского наместничества и сего города в 1779 году».
В третьей гильдии значились в 1782 году в городе Александрове числились: Иван Иванович Астраханцев, Назар Осипов, Дмитрий Игнатьевич Былов, Иван Тихонович Пынеев, Семен Никитич Пакин, Петр Гаврилович Былов, Василий Иванович Первушин, Алексей Иванович Первушин, Василий Алексеевич Ерофеев, Василий Дмитриевич Стрекосов, Сергей Иванович Разводнов, Михаил Михайлович Носов, Егор Михайлович Пищальников, Иван Назарович Красавин, Николай Сергеевич Плешанов, Иван Никитич Шерстнев, Семен Афанасьевич Чернов, Федот Андреевич Карунин, Федор Егорович Горшков, Сергей Сергеевич Вихляев, Андрей Семенович Баранин, Василий Романов, Данила Федотович Беляев, Андрей Иванович Карунин, Илья Илларионович Зубов, Василий Иванович Бутырин, Демид Иванович Шепелев, Матвей Митрофанов, Василий Петрович Пынеев, Семен Петрович Пынеев, Николай Иванович Зорин, Алексей Егорович Зорин, Евдоким Иванович Ложечкин, Петр Иванович Зорин, Иван Михайлович Посников, Иван Иванович Юдин, Иван Яковлевич Богданов, Никита Николаевич Назаров, Дмитрий Петрович Хахалин, Иван Николаевич Назаров, Федор Николаевич Назаров, Василий Иванович Назаров, Иван Артемьев, Семен Иванович Сколков, Дмитрий Иванович Сухов, Иван Никифорович Королев, Иван Иванович Поровнин, Петр Иванович Поровнин, Андрей Тимофеевич Серебряков, Никита Яковлевич Морозов, Федор Иванович Бедриков, Гаврила Андрианович Барсуков, Иван Максимович Летигин, Гаврила Федорович Растворов, Андрей Михайлович Жемчужкин, Степан Григорьевич Жемчужкин, Василий Гаврилович Сорокин, Василий Алексеевич Палылов, Василий Иванович Сумигнин, Максим Афанасьевич Просавин, Федор Васильевич Сычугов, Сергей Матвеевич Коропаткин, Козма Григорьевич Розанов, Андрей Васильевич Уголков[2]. Отметим, что здесь указаны только главы семейств.
В 1818 году в городе Александрове произошел сильнейший пожар. Из рапорта Александровского городничего майора Гагина: «… до случившегося в города Александрове пожара состояло всех домов 376, в том числе купеческих и мещанских 287, чиновнических 12, приказнослужительских 7, солдатских 2, священноцерковнослужительских 13, монастырских служителей 10, конюшенных служителей 45. Из означенных 376 домов сгорело купеческих и мещанских 114, приказнослужительских 3, конюшенных служителей 29, итого 146 домов».[3] В результате пожара город начал перестраиваться, часть купцов переходили в мещане и наоборот.
В ревизии 1834 года купцами 2-й гильдии числились: Федор Николаевич Баранов, Степан Иванович Зубов, Григорий Дмитриевич Зубов, Дмитрий Яковлевич Зубов.
В 1850 году, кроме знакомых нам фамилий Барановых и Зубовых, построивших впоследствии фабрики, во второй гильдии появляется Андрей Андреевич Первушин. Откуда взялся столь солидный капитал у А.А. Первушина? Отметим, что это имя не стоит путать с Алексеем Михайловичем Первушиным, который смог достичь только высот купца 2-й гильдии и в особняке которого в настоящее время расположен Художественный музей.
Фамилия Первушиных известна с XVII века. В писцовой книге Александровской слободы 1677 года читаем: «…за рекой Серой по обе стороны посадские дворы: … двор Федька Андреев сын Первушин, печет калачи…».
Андрей Андреевич Первушин перешел в купеческое сословие в 1822 году из мещан. После страшнейшего пожара 1818 года в городе началось активное строительство. Поэтому многие купцы, в том числе и А.А. Первушин, торгуют, как сейчас бы назвали, «строительными материалами». В 1846 году вместе с сыновьями Иваном и Григорием он переведен во вторую гильдию, а с 1851 года – купец 1-й гильдии, с 1854 года – Потомственный почетный гражданин.
В Приходно-расходной денежной книге Лукиановой пустыни на 1848 г. имеется следующая запись: «…Александровскому купцу Андрею Андрееву Первушину за шестьдесят фунтов медянки для крашения церковных кровель, … за четыре пуда тридцать четыре фунта свинцовых белил…»[4]
В Оценочной книге г. Александрова на 1851 г.[5] на Подгорной улице: «2-й гильдии купца Андрея Андреева Первушина на каменном жилье деревянный дом по линии с воротами. У него же, Первушина, против оного другой дом двухэтажный на каменном фундаменте по линии с воротами. У него же, Первушина, позади первого дома солодовенное заведение. У него же, Первушина, каменная лавка с таковым же подвалом. У него же, Первушина, деревянная лавка на берегу р. Серой.»
В документах за 1851 г. он значится купцом 1-й гильдии: «1851 года февраля 23 дня… опекуны, определенные к малолетним Александровским купцам Каленовым, Александровские купцы 1-й гильдии Андрей Андреев Первушин и 3-й гильдии Александр Осипов Семенов заключили сей контракт с Александровской 1-й гильдии купчихой… Александрой Асафовной Барановой в том, что … опекуны Первушин и Семенов отдали ей, Барановой, в наемное содержание принадлежащее тем малолетним отбельное заведение, состоящее в г. Александрове на берегу реки Серой, по течению ее на правой стороне близ Песочной улицы, со всеми имеющимися при нем пристройками, машинами… и т.д. … сроком на 6 лет.»[6]
В 1851 году А.А. Первушин строит за свой счет в г. Александрове дом для инвалидной команды возле здания бывшего Конного завода. «Дом этот каменный, одноэтажный, имеющий в длину 10, в ширину 4 сажени, крытый тесом, в нем комнат 3, печей 2, окон 12, дверей 2, пол деревянный, внутри оштукатурен. При ней устроены кухня и погреб деревянные, и колодезь.»
В конце 1850-х годов находим следующие сведения: «Пивоваренное и водочное заведение… купца первой гильдии Первушина… находится на полуострове реки Серой и занимает пространство земли 860 кв. сажен, место отдано с 1858 года.»[7]
Деятельность купца Андрея Андреевича Первушина не ограничивается городом Александровым. В 1849 году в городе Костроме он приобретает одно из красивейших зданий, известный, как «дом Борщова». После пожара в 1847 году, здание сильно пострадало, и прежние владельцы посчитали, что восстановление обойдется слишком дорого. А.А. Первушин дом капитально отремонтировал и открыл в нем лучшую в Костроме гостиницу под названием «Лондон». В 1862 году гостинице перешла во владение сыну Ивану Андреевичу, который к тому времени содержал винный откуп в Ростове Великом. В 1871 году костромичи собрали деньги и выкупили у Первушина гостиницу, где открылся окружной суд[8].
В Гороховце в середине 1850-х годов Андрей Андреевич приобрел дом, используемый для питейного заведения, во дворе которого имелся родник. По его замыслу на площади, рядом с питейным заведением, должен был появиться некий бассейн, который бы заменил на площади все «безобразные и не приличные для города» сооружения, такие, как деревянные желоба, колоды, корыта и прочее. При этом, понимая, что при рытье траншей для укладки подземного водопровода пострадает дорога с булыжной мостовой, все расходы с принятием издержек купец намерен был взять на себя. Разрешение было получено, трубы были уложены зимой 1857 года, а в апреле, когда было решено запустить водопровод, затопило всю улицу и торговую площадь. Работы были проведены не специалистами в этом деле. В результате, попытка облагородить Гороховец не удалась.
Дело Андрея Андреевича продолжили его сыновья Иван и Григорий.
Купец 1 гильдии Иван Андреевич Первушин выиграл в карты местечко Лучки у князя Александра Борисовича Голицына, владельца соседнего большого села Сима. Построил купец здесь завод, который выпускал спирт, патоку, глюкозу. Одновременно выстроены хранилища, конюшни, больница, школа, казармы для рабочих, заводская контора. Выстроил и для себя дом с парком, и фонтаном. Здание завода сохранилось до сих пор.
В Вологде пивоваренный завод купца 1-й гильдии Ивана Андреевича Первушина начал действовать в 1864 году. В конце 1880-х годов завод перестраивают наследники И. А. Первушина. Комплекс зданий на тот момент включал в себя солодоварню, два каменных дома, каменную пристройку, каменную солодорастильню и солодосушильню, каменный каретник с конюшней и деревянные кладовые. В 1908 году каменное здание завода вновь перестроено. На 1916 год в комплексе значатся солодорастильня и солодосушильня, каретник и конюшни, пивоваренный завод, и кладовая, флигель (кухни и прочее), деревянный двухэтажный флигель для рабочих, завод искусственных минеральных вод, амбар.
И в Переславле-Залесском Иван Андреевич Первушин имел винный склад, и завод, о чем говорят многочисленные этикетки в экспозиции Переславского музея-заповедника.
Открыл производство вина Иван Андреевич Первушин и в Крыму. Он приобрел здесь имение, ранее принадлежавшее князю Александру Михайловичу Потемкину, после его смерти – вдове Татьяне Борисовне Потемкиной; после кончины последней имение Артек досталось родственнику, несовершеннолетнему князю А.Б. Голицыну, попечителями которого в 1875 г. оно было продано купцу Ивану Андреевичу Первушину, основавшему здесь торговый дом «Первушин и сыновья».
Новый хозяин наладил промышленное производство высокосортных сухих и десертных вин. Качество этих вин было настолько высоко, что принесло Первушину титул поставщика вин Двора его императорского величества. Позже Первушин прикупил имение графини Строгановой.
Расположено имение Артек было в 5 верстах от Симферопольского шоссе, в 1 версте от нижне-земской дороги, в 5 верстах от Гурзуфа и от деревни Куркулет (ныне село Лавровое) в 1 версте, на самом берегу моря по направлению к имению Суук-Су.
С 1890 г. и до национализации в 1920 г. имением владела вдова купца Первушина Екатерина Александровна. К этому времени оно составляло 127 десятин, из которых 39 было занято под виноградниками. Здесь произрастали такие сорта винограда, как Алиготе, Саперави, Мадера, Каберне, Токай, Рислинг, Изабелла и другие. Вина получали в среднем до 30 000 ведер в год.
На территории прекрасного парка площадью 18 десятин росли яблони, груши, сливы, фундук. С водой проблем не было, так как имелось два собственных источника, а также два бассейна по 30000 ведер каждое. От бассейнов шли оросительные канавы и водопроводные трубы. Вода поступала из источника Вольды-Су деревни Дерменкой.
Большое экономическое имение Первушиных, в котором был даже телефон, включало двухэтажный каменный дом владельцев, дом для служащих, контору, казарму для рабочих. Среди нежилых построек были «морской дом» бывших владельцев, церковь, при ней колокольня с шестью колоколами, каретный сарай, конюшни, сарай для коров, оранжерея, домик для работы бондаря и плотника, помещение под кузницу и дом из 12 кладовых комнат.
При национализации имения в актах, составленных в декабре 1920 года, упомянуто, что на его территории находятся большие залежи высококачественного гранита. А экспертом Сербуленко было отмечено великолепное качество вин, хранившихся в винном подвале Первушиных в количестве 16 тыс. 843 ведер урожая 1915, 1916, 1917 годов.
А жилой поселок, который находится в районе конечной остановки автобуса № 2 в Артеке, долгое время неофициально назывался Первушино.[9]
Не забывал Иван Андреевич заниматься благотворительностью. В 1877 г. Земское собрание вынесло следующее решение:«Относительно желания коммерции советника, Александровского 1-й гильдии купца Ивана Андреевича Первушина принять в земской больнице содержание 25 человек больных и раненых воинов. Постановлено: Предложение принять с благодарностью, о чем поручить управе от имени земского собрания сообщить Ивану Андреевичу Первушину и затем своевременно сделать надлежащее по сему предмету распоряжение.»[10]
В списке недвижимого имущества на 1880 г. в городе Александрове за Иваном Андреевичем числились два земельных участка, за вторым сыном А.А. Первушина Григорием Андреевичем числилось: «5 деревянных домов, флигель, сарай, пивоварня, сторожка, каменный сарай, 4 лавки, погреем, амбар и питейный дом».
В 1881 г. в «Именной ведомости о купцах 1-й гильдии за 1882 г.» числится: «Первушина Екатерина Александровна, вдова коммерции советника, объявленный капитал 15000 руб, поступления в казну 699.75 руб.»[11]
В 1891 году за сыновьями Ивана Андреевича Первушина потомственными почетными гражданами Николаем Ивановичем, Александров Ивановичем, Дмитрием Ивановичем значится 5 домов (оценено в 5150 руб.), 4 лавки (5050 руб.), 2 каменных склада (3180 руб.), деревянное здание (1200 руб.), полученные по праву наследования от отца в 1881 г.[12]
В 1908 году городской голова А.В. Растворов обратился к братьям Первушиным: «Милостивые государи Александр Иванович, Алексей Иванович, Василий Иванович, Василий Иванович, Дмитрий Иванович! Организационный комитет школы, прежде чем обратиться за пособием к кому-либо, поручил мне обратиться к вам с покорнейшей просьбой от всего городского населения: дело вашей благотворительности на пользу просвещения в родном вашем городе, хотя бы уступкой в пользу города принадлежащих вашей фамилии ныне пустующих двух домов и каменного склада, которые могли быть использованы городом на нужды открываемой школы».[13]
Городская торговая школа расположена к открытию в доме, который великодушно предоставлен в дар городу Александрову братьями Первушиными в 1908 году. Разрешение на открытие школы получено в 1913 г.[14]
Скорее всего, именно эти Первушины участвовали в строительстве «дома Иванова», в котором в наше время находится районная администрация.
Дом жилой, принадлежащий Первушиным на Красной Стороне, ныне ул. Красной Молодежи, сохранился до наших дней, два года назад с него сняли статус объекта культурного наследия.
Роль купечества в развитии города Александрова очень велика. Чего стоит история с железной дорогой. Долго вспоминали переславцы сосны на берегу Ляхова болота, которые памятны для Переславля-Залесского тем, что в 1868 г., когда проводиласьжелезная дорога от Москвы на Ярославль, здесь именно решался вопрос, как вести дорогу? В этой местности предполагалась железнодорожная станция. Инженеры и делегаты от Переславля выпили,и закусили под этими соснами, но «не поладили»; не то не сумели переславцы дать взяткуинженерам, не то не хотели дать[15].
Александровцы же «поладили» - и железная дорога «завернула» в город.
И почти все, что сейчас пытаемся назвать словом «историческое ядро» города, сформировано купеческим сословием.
Сегодня мы дали неполную картину деятельности одного лишь купеческого рода, не очень известного до недавнего времени, а сколько их было?..
[1] ГАВО. Ф. 301. оп. 5, дело 417
[2] ГАВО. Ф. 301. оп. 5, дело 417
[3] ГАВО. Ф.40, оп. 1, дело 5307
[4] ГАВО. Ф.584, оп. 1, дело 232
[5] ГАВО. Ф. 399, оп. 1, дело 594
[6] ГАВО. Ф. 16, оп. 1, дело 534
[7] ГАВО. Ф. 399, оп. 2, дело 104
[8] ГАКО. Ф. 497, оп. 2, дело 4827, л. 50
[9] Т. БрагинаПутешествие по дворянским имениям Крыма. Источник: http://www.krimoved-library.ru/books/index.html
[10] . Журнал земских собраний.1877 г.
[11] ГАВО. Ф. 389, оп. 1, д. 147, л. 10, 11.
[12] Владимирские губернские ведомости, 1891 г., № 14
[13] ГАВО. Ф. 389, оп.1, д. 244, л. 130
[14] Там же, л. 130
[15] Доклады Переславль-Залесского Научно-просветительного общества. Выпуск. 15. М. 2008 г. с. 72
http://усадьба-первушина.рф
Добавлена запись
26 мар 2019, 18:06
XVII краеведческая конференция "Строгановские чтения" в Александровском художественном музее
XVII краеведческая конференция «Строгановские чтения» состоится 4 апреля в 13.00 в Александровском художественном музее /г. Александров, ул. Советская, 16; тел. 8(49244) 2-50-78, 2-43-70/.
Конференция «Строгановские чтения» посвящена памяти Александровского краеведа Льва Сергеевича Строганова (03.04.1943 – 15.11.2002 гг.) -Почетного гражданина г. Александрова, члена Географического общества СССР, члена правления Союза краеведов России, председателя Александровского историко-краеведческого клуба «Отечество» (1987-2002 гг.).
Конференция проводится ежегодно с 2003 г. в Александровском художественном музее. Ориентирована на изучение истории Александровского уезда. Участниками конференции являются сотрудники Александровского художественного музея, краеведы г. Александрова, Владимира, учащиеся и педагоги школ города Александрова и Александровского района.
В 2010 и 2016 году музеем были изданы сборники докладов VI, VII, IX, X, XIконференции.
Приглашаем желающих к участию в конференции в качестве докладчиков и слушателей.
Добавлена запись
25 фев 2019, 12:33
Мой красочный мир Персональная выставка Данилы Чаброва.
«Мой красочный мир»
Персональная выставка Данилы Чаброва.
Впервые в выставочном зале Александровского художественного музея будут представлены работы юного художника из Александрова Данилы Чаброва. Данила родился 30 июня 2009 г. и уже с двух лет начал заниматься творчеством. Больше всего любит рисовать масляными красками, но увлекается и батиком. В его творчестве преобладают пейзажи средней полосы России, много видов родного Александрова, но встречаются и экзотические сюжеты.
Под руководством мамы, Данила постоянно принимает участие во Всероссийских и Международных конкурсах, где часто занимает самые высокие места.
В Международном конкурсе “Golden Talents” он стал лауреатом 1 степени в номинации “Изобразительное искусство и Декоративно-прикладное творчество”, он лауреат 1 степени в Международном конкурсе “Признание! Слава! Успех!” в номинации “Изобразительное искусство и Декоративно-прикладное творчество”, лауреат 1 степени в Международном творческом форуме и фестивале “Планета искусств” (изобразительное искусство), имеет 4 диплома участника в XX Международном фестивале детско-молодежного творчества и педагогических инновации “Кубок России по художественному творчеству”, лауреат 1 степени в номинации изобразительного искусства в Открытом Международном конкурсе “Шаг за Шагом к Успеху!”, Диплом победителя фестиваля “Одаренные дети России”, Обладатель Гран-При в международном конкурсе “Мир Волшебного Искусства”. Также является номинантом Энциклопедии Фонда “Золотой фонд успехов и достижений”, Национальной премии детского патриотического творчества.
Приходите посмотреть на творчество маленького талантливого художника из Александрова.
Открытие выставки состоится 27 февраля в 14:00
Добавлена запись
11 фев 2019, 10:51
Уникальная выставка народных костюмов "Народный стиль - 2019" в Александровском художественном музее
Только один день выставка костюмов в Александрове пройдет 16 февраля в выставочном зале Александровского художественного музея. Авторские экскурсии - 11.00, 13.00, 15.00.
Автономной некоммерческой организацией «Творческая мастерская межнациональной культуры и искусства «Народный стиль» (АНО «Народный стиль») реализуется один из самых масштабных проектов на территории Владимирской области под волшебным названием: «Межнациональный диалог народов земли Владимирской через призму национального костюма». Команда АНО «Народный стиль» подготовила Вашему вниманию национальные наряды народов земли Владимирской в количестве не менее 20 копий, собранных по всей России и стран ближнего зарубежья, консультации, рассказы и показы. Свыше 10 партнеров оказывают техническую, организационную и методическую помощь. Заключительным мероприятием проекта станет проведение грандиозного I-ого Фестиваля-показа национальных костюмов народов земли Владимирской «Народный стиль — 2019» с участием моделей-волонтёров.
Место проведения: Выставочный зал музея, г. Александров, ул. Советская, д. 5 тел.: 8 (49244) 2-13-82
Добавлена запись
5 фев 2019, 18:12
40 лет Александровскому клубу художников
Сорок лет не отмечают?
К 40-летию Александровского клуба художников
По статистике, клубные любительские объединения (не имеющие юридического статуса) живут от нескольких до двух десятков лет. Если существуют тридцать лет – уже необычно. Сорок лет – это, конечно, феномен!
Александровский клуб художников, созданный в 1979 году, не просто «клуб по интересам». Его смысл, функции и назначение гораздо шире. Это и выставочная деятельность, и просветительская, и (ничего странного в этом нет) – возможность художникам популяризировать свое творчество, продавать картины. Помните, у Пушкина: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».
Первая художественная выставка местных художников состоялась в далеком 1948 году, проходила она в здании школы на улице Ленина, где сейчас центр «Дар». Выставка вызвала большой интерес, но постоянного творческого объединения тогда создано не было.
История Александровского клуба художников тесно связана с 200-летием присвоения Александрову статуса города, которое праздновалось в 1978 году. В честь этой юбилейной даты была организована, среди других мероприятий, большая художественная выставка. И опять, как в 1948 году, горожане восторженно приняли вернисаж. Появилась потребность сделать подобные выставки регулярными.
Фундаментом для образования Клуба стали курсы, которые вел преподаватель Заочного народного университета искусств имени Н.К.Крупской Н.М. Ротанов. Там учились многие наши художники.
7 февраля 1979 года Клуб был организационно оформлен. В те годы всякая самодеятельность нуждалась в дозволении властей города. Удивительно, но разрешение было получено энтузиастами-художниками без каких-либо препятствий. Александровские руководящие деятели того периода – из горкома КПСС, горисполкома и райисполкома - искренне поддержали это начинание.
Председателями Александровского клуба художников в разное время были: Геннадий Михайлович Чехмарев (с 1979 по 1985 год); Евгений Николаевич Усанов (с 1986 по 1994 год); Николай Владимирович Иванов-Гусаров (с 1995 по 2000 год); священник отец Евгений (Евгений Владимирович Алексеев) – с 2001 по 2003 год; Игорь Андреевич Павлов (с 2004 по 2007 год); затем опять Е.Н Усанов (с 2007 по 2013 год). С 2014 года по сей день Клуб возглавляет Виктор Иванович Рассадкин. Интересно отметить, что при правлении того или иного руководителя стиль деятельности Клуба немного менялся – в соответствии с личностью председателя и обстоятельствами времени. Так, при председательстве Г.М.Чехмарева стали успешно проводиться выставки в фойе кинотеатра «Сатурн». Е.Н.Усанов резко активизировал работу Клуба, устраивались поездки художников на пленэр, практиковались передвижные выставки – по школам, предприятиям. Когда Клуб возглавлял И.А.Павлов, были организованы грандиозные выставки в Москве: в зале-галерее «Измайлово», выставочном зале «Арбат» и даже в МЧС!
Клуб художников (во главе с Е.Н.Усановым) стал той организующей силой, которая вместе с историко-краеведческим клубом «Отечество» помогла создать в 1989 году Александровский художественный музей. С тех пор именно АХМ стал надежным пристанищем и базой Клуба.
Количество выставок, в которых участвовали члены Клуба, исчисляется сотнями, не стоит даже пытаться их перечислять… Особенно популярной и престижной стала ежегодно проводимая (с 2002 года) выставка «Душа родного края». Это сродни отчетному концерту в музыкальной школе: ответственно и почетно! Как правило, в августе, ко Дню города, все наши мастера кисти, пера и резца представляют на суд зрителей одну-две новых работы. Так, в прошедшем юбилейном году, когда широко отмечалось 240-летие присвоения Александровой Слободе статуса города, «Душа родного края» была тематическая: посвящена истории нашего любимого города, старого и нового.
Поначалу в Клубе большинство членов были мужчины, что нетрудно проверить по спискам художников. С 2012 года, благодаря инициативе В.П. Бересневой и Т.А. Маленко, появилось творческое содружество художниц «Палитры женской имена» (в рамках Клуба художников). Вообще, надо сказать, за долгое время существования Клуба многое в нем менялось: пытались разделить художников на секции – профессионалов и любителей, создать молодежный отдел. Одно время Клуб имел юридический статус, потом от этого отказались. У Клуба есть печать, Устав, Правление. Каждый вступающий заполняет анкету-карточку. В архиве АХМ хранятся протоколы многочисленных заседаний Клуба художников, каталоги выставок, порой рукописные, с наклеенными черно-белыми фотографиями работ.
Все это, конечно, нужно. Но все же главное для свободных творческих личностей – самовыражение, общение, обсуждения, презентации. И, конечно – отклики зрителей, почитателей, покупателей. Может, неслучайно не получаются «секции»? Ведь Клуб – это, прежде всего, объединение, а не разъединение.
Довольно часто возникают споры: является ли искусство эффективным средством воспитания? Способно ли оно улучшить человека, мир? Мне кажется (частное мнение автора статьи), что воспитательное значение искусства сильно преувеличено. Я согласна, скорей, с мнением известного кинорежиссера Андрея Кончаловского, высказанным им в передаче «Парсуна» (интереснейшей передаче, кстати). Когда ведущий В.Р. Легойда спросил режиссера, меняется ли человек после выхода из зрительного зала после просмотра хорошего фильма, Кончаловский ответил: «Меняется… минут на пять…».
Количество членов Клуба было и тридцать, и сорок человек. Сейчас – по списку – около семидесяти! К сожалению, уходят в мир иной корифеи: А.М.Колосков, В.С.Жученков, П.М.Котелько, И.И.Ростовский, Ю.А.Меньшиков, З.И.Садова, Т.А.Блажевич… Еще более обидно, что покинули нас не старые художники: И.А. Павлов, Э.А.Гоник, О.В.Моргунова.
Чего пожелать Александровскому клубу художников? Наверное, развития, интересных проектов, открытий, новаторских выставок. Мир меняется, и – хочешь не хочешь – надо меняться и нам. Надеемся, что сакральное число «40» не станет для Клуба несчастливым.
М.И. Меньшикова, научный сотрудник АХМ. 24 января 2019 года.
(Статья подготовлена по материалам архива АХМ и личным наблюдениям автора).
Фото: Клуб в 1980-е годы, из архива музея.
Добавлена запись
25 янв 2019, 12:57
Персональная выставка Заслуженного художника России Игоря Черноглазова
1 февраля в 16.00 приглашаем на открытие персональной выставки Заслуженного художника России Игоря Алексеевича Черноглазова.
Игорь Черноглазов занимает ведущее место в современной скульптуре области. На территории Владимира и других городов установлены монументальные произведения мастера, связанные со значительными вехами в истории страны и края, с личностями выдающихся земляков.
В 2015 году Георгиевская улица города превратилась в пешеходную зону, насыщенную культурными объектами, и стала одним из любимых прогулочных мест для владимирцев и туристов. На Георгиевской улице можно встретить обаятельных героев из городского фольклора и реального исторического прошлого города Владимира - художника, аптекаря, пожарного,филера, шалопая и др. Рядом с фигурами загадывают желания и обожают фотографироваться туристы и владимирцы. Автором скульптур стал Игорь Черноглазов.
Он автор единственного «съедобного» памятника в городе - композиции "Владимирской вишни" на Спасском холме.
Именно он создал столь популярный среди туристов памятник «Голос истории. Голос Победы», посвященный диктору Юрию Левитану на одноименной улице.
Игорь Алексеевич выступил автором монументальной скульптурной композиции «Крылья», посвященной жителям Владимирской области - участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции.
Он автор памятника святому благоверному великому князю Александру Невскому в центре Владимира и многих многих других монументов и скульптур.
И.А. Черноглазов является постоянным участником областных, региональных, межрегиональных, республиканских, всероссийских, всесоюзных, международных художественных выставок и симпозиумов по скульптуре.
Пластические образы в скульптуре Игоря Черноглазова.
Игорь Алексеевич Черноглазов родился 29 мая 1961 г. в Ташкенте. Его интерес к скульптурному искусству родился и развился еще в годы учебы в Узбекистане – в Республиканском художественном училище им. П.П. Бенькова (окончил в 1980г.), а затем в Ташкентском театрально-художественном институте им. А.Н. Островского (окончил в 1986г.). Руководителем мастерской, где учился Черноглазов, был известный скульптор Туляган Таджиходжаев. Параллельно учебе творческому становлению художника очень помогало участие в выставках. Первый творческий успех связан с анималистической скульптурой «Бегемот», выполненной в шамоте. Эта работа стала участницей республиканской художественной выставки.
1980-е годы - время человеческого и творческого взросления художника, время формирования его нравственных устоев, художественных идеалов.
В Узбекистане было выполнено первое монументальное произведение скульптора – памятник Бабуру, средневековому государственному деятелю и полководцу, установленный в Каттакургане.
В конце 1980-х Игорь Черноглазов работает в Домах творчества им. Д. Кардовского в Переславле - Залесском, в Дзинтари. Здесь знакомится с известными российскими скульпторами, набирается творческого опыта. Начинается увлечение бронзой, которая прочно входит в творческий арсенал мастера.
С 1992 г. Черноглазов живет и работает во Владимире. С первых же областных выставок его скульптура малых форм обратила на себя внимание зрителей. Привлекла необычной яркостью идей, связанных с мифологией, религией, мировой культурой. Чувствовалось, как свободно и легко мастер воплощает их в своих произведениях.
Сегодня Игорь Черноглазов занимает ведущее место в современной скульптуре области. На территории Владимира и других городов установлены монументальные произведения мастера, связанные со значительными вехами в истории страны и края, с личностями выдающихся земляков.
Одной из первых монументально-декоративных работ во Владимире, является композиция «Крылья», выполненная в 1996 году, посвященная чернобыльской трагедии. Это монумент-предостережение. Мы видим Нику, которая движется навстречу зрителю. Складки ее серого пеплоса трепещут и развеваются под напором пространства, ее крылья пронизаны радиацией, мир отражается в зловещем кривом зеркале атомного ядра в ее груди. Это образное произведение является творческой удачей автора. Оно по- настоящему эмоционально, наполнено высоким гражданским звучанием.
В 2000 году во Владимире был открыт мемориал «Скорбящие ангелы», посвященный памяти воинам-интернационалистам, погибшим при исполнении воинских обязанностей. Мемориал представляет собой большое, покоящееся на земле кольцо оружейного прицела, на который опустились три ангела, сложив в скорби белые крылья. Общее настроение композиции – щемящее сердце, просветленная грусть.
В этом произведении скульптор работает с пластическими приемами: масса, объем, ритм, заботясь о том, чтобы ничего не мешало главному образно-эмоциональному строю композиции.
В 2002 году в Юрьев-Польском скульптором был создан монумент князю Юрию Долгорукому – основателю города, выполненный в граните, который органично вписался в ландшафт небольшого провинциального города.
В дни празднования 225-летия Владимирской губернии, в центре Владимира был открыт памятник Александру Невскому, святому благовеному великому князю, выполненный авторами И. Черноглазовым и И. Новиковым. А. Невский представлен как гражданин и дипломат. Князь изображен в полный рост, он спокоен, уверен в себе, полон внутреннего достоинства. Авторам удалось внести в образ новые грани великого князя, сделать его более близким нам – современникам.
Особой популярностью у жителей и гостей областного центра пользуется трогательный памятник диктору Левитану на одноименной улице.
В городе Гусь-Хрустальном летом 2006 года установлен памятник Акиму Мальцову – родоначальнику фамилии фабрикантов Нечаевых-Мальцовых, выполненный в бронзе. Произведение прекрасно отражает сильный характер этой неординарной личности. Образ Акима Мальцова, установленный в центре Гусь-Хрустального, сразу был принят горожанами и гостями города.
Большой интерес представляет портретная галерея скульптора. Портреты И.А. Черноглазова – это всегда меткость характеристики, точное попадание в образ, интересная композиция.
Игорь Черноглазов стал инициатором проведения симпозиумов скульптуры во Владимире и Муроме, в которых в 1990-е годы приняли участие художники из Москвы, Петербурга, Германии, Финляндии, Ташкента, Нижнего Новгорода, Мурома и Владимира.
Результатом симпозиумов стало появление во Владимире парковой скульптуры на Октябрьском проспекте, в Парке им. 850-летия города. Среди работ других авторов там можно увидеть произведения Игоря Черноглазова «Парение», «Поверженный воин», «Виолончель».
Также, по инициативе Игоря Алексеевича во Владимире в ноябре 2016 года состоялась первая областная выставка скульптуры, где были представлены не только работы действующих скульпторов, но и тех, что уже ушли из жизни.
Игорь Черноглазов – темпераментный, полный молодой энергии человек. Одной из важных характеристик его творчества является эмоциональность и интеллектуальность. Отсюда – пластическая выразительность скульптуры, использование богатых возможностей материала при бесспорном стилевом единстве. В то же время, одной из главных черт художника является основательность и внутренняя целостность, что даже в самые непростые времена позволяло ему сохранить верность своему делу, не отступаясь от поставленных целей.
Суть творчества мастера – ясность мысли, отсутствие вычурности, гармоничное существование трехмерного объекта в пространстве, глубокий внутренний, философский подтекст, заложенный в работу. Его определяющий жанр – символизм.
2001 - Лауреат Областной премии в области культуры, искусства и литературы;
2005 – Благодарность Министра культуры и Массовых коммуникаций РФ;
2008 –Почетное звание Заслуженный художник РФ;
2008 – Лауреат премии ФСБ России;
2011 – Золотая медаль «Духовность. Традиции. Мастерство» ВТОО «Союз художников России»;
2014 – Юбилейная медаль «70 лет Владимирской области»;
2017 - Знак Почета «Признание и почет сочинцев»;
2004 – 2016 - Председатель Владимирского отделения ВТОО «Союз художников России».
И.А. Черноглазов является постоянным участником областных, региональных, межрегиональных, республиканских, всероссийских, всесоюзных, международных художественных выставок.
Произведения художника хранятся в :
Государственном музее искусств Узбекистана;
Государственном Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике;
Владимирском областном ГУК «Центр пропаганды изобразительного искусства»;
Дирекции художественных выставок Министерства культуры Узбекистана;
Частных коллекциях Узбекистана, Казахстана, Кипра, Швеции, России, Венгрии, Голландии, Израиля, Гватемалы, Германии.
Добавлена запись
17 дек 2018, 17:15
Портретная карикатура в графике. Владимир Мочалов
21 декабря в 14.00 в АХМ открытие выставки Владимира Мочалова "Портретная карикатура в графике".
Владимир Мочалов действительный член Российской академии художеств, член Московского союза художников, член Международной федерации союза художников и дизайнеров, член Творческого союза художников России, член Союза журналистов России, член Международной федерации журналистов.
- Персональные выставки экспонировались в залах Российской академии художеств, малого и большого Манежа Москвы, ЦДХ, Музея современного искусства Москвы, а так же в многочисленных выставочных залах Союза художников России.
- Персональные выставки проводились во Франции, Италии, США, Японии, Турции, Чехии, Германии и многих других стран Европы, Азии и Америки.
- Публиковался в крупнейших российских газетах и журналах, таких как "Крокодил" (главный художник и заместитель главного редактора журнала), "Огонек", "Юность", "Известия", "Правда", зарубежных журналах и газетах "Нью-Йоркер", "Тайм", "Ньюсуик" (США), "Джалан Таймс" (Япония), "Курьер интернешнл" (Франция) и многих других изданиях. Автор карикатур телепередачи "Мультличности" 1 канал.
- Награжден медалью Российской академии художеств "Достойному", медалью Российской академии художеств "граф Шувалов", благодарностью Российской академии художеств за персональные выставки и проведение мастер-классов с учащимися и студентами художественных вузов.
(по материалам о. Аристоклия, друга Владимира Мочалова)
Добавлена запись
11 дек 2018, 12:28
Александровский художественный музей. Выставка Валерия Воробьева "Южнее облаков"
14 декабря в 16.00 в музее открывается выставка Валерия Воробьева.
На выставке «Южнее облаков» представлено более тридцати работ автора, как уже знакомых зрителю, так и созданных за последнее время.
Валерий Воробьев окончил отделение предметного дизайна Загорского художественного техникума игрушки (1981-86), член Союза художников России (1996), член правления Сергиево-Посадского союза художников России (с 2004).
Работает в стиле народного лубка. Его яркая, жизнерадостная живопись близка к фольклорному искусству и развивает исконно русские традиции и темы. Насыщенный цвет его картин напоминает о многоцветье древнерусских эмалей и икон, о буйстве красок лоскутных ковров, яркости русского авангарда. Персонажи его работ - герои апокрифов, былин, сказок, летописей, а также образы народных и календарных праздников. За кажущейся наивностью и мягкой иронией скрываются глубокие идеи и размышления о глубинной сути бытия. Не случайно многие его картины имеют библейский подтекст, а то и просто обращены к Книге книг.
Мастер, также, занимается художественной обработкой дерева - создает скульптуры малых форм (резьба, роспись).
Добавлена запись
11 дек 2018, 12:26
Александровский художественный музей. Литературно-музыкальный фестиваль "Джалита".
Литературно-музыкальный фестиваль "Джалита" (Ялта) в Александрове!
Главный организатор фестиваля - писательский союз Крыма. Он выпускает известный литературный журнал «Белая скала» и газету «Литературный Крым». Руководитель делегации «Союза писателей Крыма» - Ленора Сеит-Османова из Симферополя - главный редактор литературного журнала «Белая скала», поэт, актер и преподаватель.
17 декабря в 17 часов крымчане проведут «литературный мост» в выставочном зале Александровского художественного музея с участием широко известных поэтов, литераторов, и александровского поэта, художника, музыканта - Юрия Иватько, обладателя Гран-при международного литературно-музыкального фестиваля «Интеллигентный сезон» (г. Саки, 2018). Программа фестиваля завершится 18 декабря в Москве.
еще...