Лидия Беляева
После выборов в сентябре заканчиваются полномочия главы Андреевского сельского поселения Лидии Александровны Беляевой. Самый авторитетный Глава уходит со своего поста навсегда. Причина банальна — ограничения по возрасту, которые прописаны в Уставе. Лидия Александровна и так пару лет, как говорится, переработала. Но как-то трудно сегодня представить Андреевское сельское поселение без нее, ведь когда надо решить какой-то вопрос, там сегодня говорят: «Идите к Беляевой, как она скажет, так и будет». И уж совсем невозможно представить еженедельную планерку в районе без диалога между Беляевой и Першиным, тот случай, когда благодаря неуемной настойчивости одной, и глубокому уважению со стороны другого, удавалось прийти к единому мнению в решении, казалось бы, неразрешимых проблем.
Будут, конечно, сказаны в адрес Лидии Александровны не один раз теплые слова руководителями разного ранга, просто уверены, что на «заслуженный отдых» ее торжественно проводят сельчане. А пока, нам очень захотелось «под занавес» задать несколько вопросов этому энергичному, строгому и душевному человеку, чтобы в очередной раз понять — как надо строить карьеру, чтобы снискать такое уважение.
Родом из Деревни
Вспоминая свое детство, своих родителей Лидия Александровна не сдерживает слез. Родом она из села Черницкого, бывшего Годуновского сельского совета. Ее родители — обычные деревенские жители. Семья по тем меркам не сказать, чтобы была очень большой, помимо дочери Лидии росли еще два старших сына.
- Сейчас моему самому старшему брату Владимиру Большакову 77 лет, его все знают у нас в районе, он всю жизнь в КПРФ, такой убежденный коммунист. А так он трудился долго машинистом, в последнее время работал в милиции, сейчас на заслуженном отдыхе. Второму брату исполняется на днях 75 лет. Он живет в Череповце, но юбилей решил отметить на родине. Ждем его, отметим праздник всей семьей. Папа у меня всю жизнь работал конюхом, мама тоже работала в совхозе. Так что с детства мы на земле, я со школьных лет знаю, как запрячь лошадь, как корову подоить, как за скотиной ухаживать, как сено в поле убрать — говорит Лидия Александровна, вспоминая свою жизнь.
Сегодня село Черницкое, как и многие села Подмосковья, заселено дачниками. В годы детства Лидии Беляевой село было другим — с коренными жителями, с клубом, с начальной школой, магазином, ФАПом. Черницкое было центральной усадьбой совхоза «Красное знамя».
- Сегодня в этом селе нет никакой социально-культурной инфраструктуры, почти не осталось и коренных жителей, но туда ходит автобус, недавно мы подправили дорогу, сделав ямочный, но очень качественный ремонт. Я за это благодарила и Главу администрации района, и дорожников, — говорит Лидия Александровна. Так уж получается, что вспоминая прошлое, она непременно связывает его с днем сегодняшним.
Училась Лидия Беляева сначала в начальной школе родного села. Потом ходила за восемь километров в Годуновскую восьмилетку. Ни о каком школьном автобусе мечтать тогда не приходилось, а вот интернат в Годуново был. В нем целую неделю жили дети из окрестных школ и деревень, чтобы не наматывать каждый день километры, а на выходной они расходились по домам. Закончив с отличием восьмилетку, Лидия Беляева подалась в Кольчугинский техникум цветных металлов.
- Тогда все туда шли, я тоже подала документы, но не прошла по конкурсу, и поступила прямиком в Успенский сельхозтехникум Переславского района. Закончила его, получила распределение на работу в Ярославской области, там замуж вышла, дочь единственную родила. Было мне тогда всего двадцать лет, и очень потянуло меня в родные места. Приехали мы с мужем в село Черницкое, потом перебрались в Годуново, где я живу и по сей день, — подводит черту одному своему жизненному этапу Лидия Александровна, подтверждая прописную истину: где родился, там и пригодился.
Руководитель - не руками водить!
В двадцать пять лет Лидия Беляева стала председателем сельсовета в Годуново. В начале 70-х, это было очень почетно и ответственно.
- Было поначалу и боязно, и трудно, но я от отца, который всегда был бригадиром конюхов, переняла умение руководить, — улыбаясь, говорит Лидия Александровна. — Мы не сидели в кабинете. Тогда очень хорошо работали инструкторы из райсовета. Они оказывали нам любую методическую помощь, учили нас. Было время, когда «на гора» надо было давать план. С утра шли на фермы, в поле, общались с народом, контролировали выход на работу, сдачу молока. Подводили итоги ежедневно, кто, сколько зерна намолотил, вымпелы передовикам на зернотоке вручали. А сколько провели политинформаций! С того времени я извлекла один важный урок — руководитель на селе не имеет право брать отпуск летом. Как-то по молодости я отпуск летом взяла, работаю с утра на огороде, идет бригадир и делает мне замечание, мол, неправильно это, страда, все в поле, а я на своем подсобном участке. С тех пор я позволяла себе отпуск только после сбора урожая.
До 2005 года менялось только наименование должности Люди Беляевой. Сначала была председателем Совета, потом стала именоваться главой сельской администрации, жила и работала в Годуново, пережила несколько объединений территории, и уже дело шло к пенсии, как судьба сделала еще один резкий поворот. В 2005 всенародно выбрали Главой Андреевского сельского поселения Н. Е. Сергеева, и он взял ее своим замом.
- Мы с ним нормально отработали до новых выборов. И в 2007 году он на выборы не пошел, сказал: «Давай ты иди!», — говорит Л. А. Беляева, — Народ меня выбрал. Вот и работаю до сих пор, за это время еще раз участвовала в выборах.
- Что самое трудное в работе руководителя на селе?
- Самое трудное — растянуть на все нужды скудный бюджет поселения. У меня грамотные специалисты, опытные, с ними работать одно удовольствие. Хотелось бы сделать многое, но все упирается в бюджет. Доходы у нас минимизированные. Нет на территории поселения крупных и средних промышленных предприятий. С «Мортаделя» много не получишь, у них «сельхозка». Землю люди разобрали, 70 процентов жителей исправно платят налог на землю, а остальные участки зарастают, не используются. Налоги от таких землевладельцев не поступают. Работаем над собираемостью, но вы же слышите, как нас критикуют за эту работу. С людьми работать интересно, люди требуют многое, и правильно требуют, чтобы на селе были дороги, чтобы автобусы ходили, все службы работали исправно, свет горел, вода текла, и им все равно, что у каждой службы есть свой руководитель. Спрос с главы сельского поселения. Глава поселения истребована и днем, и ночью. Телефон не молчит. В случае любого ЧП, сразу звонок мне, а уж я по всем инстанциям. Сильный ветер прошел, свет отключили, деревья старые спилить срочно надо, звонят всегда мне. Недавно пос. Маяк будоражило отключение электроэнергии, не сразу решили вопрос, но на утро на планерке доложила, вопрос был решен.
- Как удается ладить с властью?
- Я люблю сказать напрямую. Иногда говорю очень эмоционально. Мне за это высказывают, но ведь я не за себя говорю, за народ, поэтому мне и не страшно. Пошумим, но дело сделаем. У меня понимание всегда было и с Коркиным, и с Першиным. Мне что сейчас перед вами лукавить, я ухожу, могу говорить откровенно, но еще раз говорю со всей ответственностью — меня понимали в районе всегда.
Точка или запятая?
Глядя на Лидию Александровну сегодня, такую энергичную, с горящими глазами трудно представить, что она сможет усидеть дома. Она и сегодня вся — порыв, даже молодым трудно угнаться за ней по лестнице районной администрации, где у нее есть дела на всех этажах. Она органично смотрится везде: и на сельхоз ярмарке, и на молодежном фолк-фесте. А как она поет в праздники! Многие из тех, кто ее знает, искренне удивляются: «Неужели уйдет?»
- Уйду. Пора уходить. Мне и на отдыхе есть, чем заняться. Правнук растет, привезут из города. А потом, у меня же стадо овечек есть. Вместе с молодняком штук двадцать будет. Я счастливый человек, с мужем хорошо прожили, жаль, что его уже нет двадцать лет. У меня дочь хорошая, две внучки тоже, с зятьями повезло. Не бывает того, чтобы они на выходные не приезжали, мы вместе ведем хозяйство, — откровенно говорит Лидия Александровна, — Я живу только с одной мыслью, уйду, никому не буду мешать, кто сменит меня, никого не буду критиковать. У меня ведь все было — и мешали, и письма во все инстанции писали, и угрожали, но все это в прошлом. Не этим запомнится работа. Я никогда ничего не боялась, потому что не для себя воевала всю жизнь, коттеджей не построила, земельных угодий не набрала. Два пая земельных у меня есть, мой и покойного мужа, но так еще и не довела их до ДПК. Не разбогатела. Я своему приемнику только одно посоветую — надо любить людей, какими бы они не были, без этой любви работать главой поселения невозможно. Иногда люди берутся за работу руководителя на селе, и обжигаются сразу, уходят, чтобы этого не произошло, надо все делать только с любовью к людям. Другого рецепта нет.
Лидия Александровна Беляева удивительный собеседник. Любовь к людям сквозит в ее взгляде, ее трудно смутить каким- либо вопросом, потому что скрывать нечего. Общаясь с человеком, она не выстраивает барьера между собой и собеседником. У меня, в ходе общения, тоже почему-то сложилось впечатление, что как-то рано отпускать ее от «общества». На большие значимые мероприятия районного масштаба надо приглашать обязательно, мне, кажется, заскучает она со своими овечками, потому что привыкла не брать, а отдавать, привыкла дарить людям тепло своей души.
http://gazetanga.ru Дарья Горшкова