Добавить

10 крупнейших торговых сетей России нарушают требования к маркировке

Согласно опросам, каждый третий россиянин не доверяет информации на этикетках продуктов. И это не удивительно. По итогам проверок Союза потребителей «Росконтроль», множество товаров не соответствует требованиям технических регламентов к маркировке. Эксперты проверили хлебобулочные и кондитерские изделия, мясную гастрономию, молочные продукты, напитки — нарушения есть во всех категориях.

Но еще хуже ситуация оказалась с маркировкой продуктов, которые фасуются в магазинах. Росконтроль проверил 10 крупнейших торговых сетей России — «Ашан», «Перекресток», «Пятерочка», «Билла», «Азбука вкуса», «Седьмой континент», «Наш гипермаркет», «Лента», «Метро», «Окей». Как оказалось, большинство из них скрывают от потребителей важную информацию о продуктах.

«Ашан»

Многочисленные нарушения в этой сети уже выявляли надзорные ведомства. 20 октября в Краснодаре «Ашан» оштрафовали на 100 тысяч рублей за неправильную маркировку. Ранее Россельхознадзор обвинял ритейлера в продаже просроченных товаров, фальсификации продукции путем замены одного вида мяса другим и использовании испорченной колбасы при изготовлении пиццы. По итогам проверок Роспотребнадзора, московские магазины «Ашан» были оштрафованы на 25 миллионов рублей.

Эксперты Союза потребителей «Росконтроль» проверили сеть и выяснили: «Ашан» — далеко не лидер среди ритейлеров по количеству нарушений.

Есть отдельные недостатки, о которых стоит сказать. В частности, на этикетках, которые в «Ашане» наклеивают на упаковки сыра и колбасы, отсутствует необходимая информация о продукции. Во многих случаях не указываются условия хранения, в составе не уточняются наименования пищевых добавок, нет информации об изготовителе. Чтобы узнать, из чего сделан продукт, нужно найти на прилавке товар с маркировкой изготовителя — например, круг сыра или батон колбасы, что не всегда возможно. По сути, этикетки представляют собой некие зашифрованные послания, разгадать которые под силу только самым информированным потребителям.

Отдельная история — с этикетками овощей и фруктов. В лучшем случае, на них указано только наименование продукта, например, яблоки или картофель. Нет данных ни о стране происхождения, ни об изготовителе, ни о сорте. Иногда эта информация указывается на ценниках или на коробках, но не всегда ее можно быстро найти.

То же самое — с этикетками кондитерских изделий. На них указывается только наименование, да и то в сокращенном виде, например, «конф. помадные школьн.». И никакой информации о составе, калорийности и пищевой ценности.

В отделе, где продается охлажденная, соленая и копченая рыба — просто катастрофа. Указан только вид рыбы и цена — видимо, это всё, что, по-мнению магазина, нужно знать потребителю. Неизвестно, была ли рыба выловлена в море, или выращена в искусственных условиях в центральной полосе России, была ли она заморожена два года назад или это свежий продукт, сколько времени она уже лежит на прилавке, и когда закончится ее срок годности.

Если попросить взвесить рыбу, на упаковку наклеят этикетку, из которой вы узнаете, что, к примеру, изготовитель семги — ООО «Ашан», г. Мытищи, Осташковское шоссе, д. 1.

Остается надеяться, что рыбу не разводят на заднем дворе «Ашана», просто сотрудники магазина не знают требований к маркировке продукции.

 

Александр Борисов, сопредседатель Союза потребителей «Росконтроль»: «По действующему законодательству, торговая сеть не обязана указывать на этикетках расфасованных продуктов все данные о продукте, но эта информация должна быть легко доступна. При печати этикеток многие магазины используют многочисленные сокращения и аббревиатуры, что затрудняет понимание текста, а часть информации теряется совсем. В итоге, потребителю приходится угадывать, что написано на этикетке, или искать эти данные на ценниках, табличках, коробке и т.д. Конечно, в идеале, вся необходимая информация о продукте должна быть представлена в таком виде, чтобы покупатель мог без затруднений ознакомиться с ней до покупки».

«Перекресток»

В этой сети нарушений оказалось еще больше. В отделе колбас мясной гастрономии эксперты обнаружили множество расфасованных продуктов с этикетками, на которых нет практически никакой информации, даже в сокращенном виде. Отсутствуют не только данные о составе, калорийности, пищевой ценности — зачастую не указано даже, что это за продукт.

Для справки:

По Техническому регламенту ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», магазин обязан указать на этикетке расфасованного продукта наименование, дату изготовления, срок годности и условия хранения. Остальные данные (состав, калорийность, информация об изготовителе и т.д.) должны доводиться до потребителя любым иным способом — на ценнике, на информационной табличке, на листке-вкладыше.

То же самое — в отделе сыров. На наклейках приводится название сыра, его жирность и цена. Чтобы понять, из чего сделан продукт, кем он изготовлен, нужно или просить продавца достать из холодильника круг этого сыра и изучать маркировку изготовителя, или искать табличку с данными. Многие из вас готовы тратить на это время в магазине?

В овощном отделе — те же нарушения, что и в «Ашане», только информации о стране происхождения фруктов и овощей нет даже на ценниках. При желании, найти ее можно на коробках.

Зато в рыбном отделе не все так плохо: на некоторых ценниках указаны изготовители продукции, а при расфасовке рыбы на упаковку наклеивают этикетки с достаточно подробной информацией.

«Пятерочка»

В этой сети реализуется достаточно немного товаров, которые фасуются в магазинах. Эксперты отметили печальную ситуацию с маркировкой овощей и фруктов в этой сети: информацию о продуктах практически невозможно получить — ни на ценниках, ни на этикетках ее нет, а коробки зачастую перепутаны. Например, в одном магазине большинство овощей — и картошка, и лук — лежали в таре из-под бананов.

«Билла»

Больше всего нарушений было обнаружено именно здесь. На некоторых ценниках в овощном отделе указана страна происхождения продукции, но данных об изготовителях нет.

На этикетках, которые наклеиваются на упаковки сыров и колбас, приводится практически вся информация о продукте, но очень мелким, практически не читаемым шрифтом и опять-таки с использованием сокращений.

В рыбном отделе на ценниках пишут только вид продукта и цену, обо всем остальном можно спросить у продавца, но кто знает, скажет ли он правду?

«Азбука вкуса»

Гораздо меньше нарушений маркировки расфасованных продуктов выявили эксперты в торговой сети «Азбука вкуса».

В рыбном отделе на ценниках указано не только название рыбы, но и регион (или страна) вылова. На упаковки наклеивают достаточно большие этикетки с полной информацией о продукте — указан и состав, и изготовитель, и количество белков, жиров и углеводов. Такие же полноразмерные этикетки с подробной информацией — на расфасованных сырах, колбасной и мясной продукции, кондитерских изделиях.

И только в овощном отделе, увы, на этикетках сообщается только необходимый минимум — наименование продукта, цена, и, иногда срок годности. Даже условия хранения, которые обязательно должны быть в маркировке, чаще всего не указаны.

Большинство перечисленных нарушений эксперты выявили также в сетях «Магнолия», «Окей», «Метро», «Наш гипермаркет», «Седьмой континент» и «Лента».

Стоит отметить наиболее серьезные случаи. Например, в магазине «Наш гипермаркет» на прилавке рядом с сырами был обнаружен некий расфасованный продукт, на этикетке которого даже не был указан вид продукции. Единственная надпись гласит «Нежный полутвердый», и остается надеяться, что это сыр, изготовленный из молока, а не сырный продукт из растительных жиров. В одной из торговых точек «Окей» опять-таки в сырном отделе продавался продукт, вообще не содержащий молочного жира — некая имитация сыра из пальмового масла, а на этикетке магазина было написано «Сырный продукт» (то есть, продукт, содержащий минимум 50% молочного жира).

Ранее Росконтроль проводил лабораторную экспертизу сыров 20 торговых марок, из них 15 оказались фальсификатом из растительных жиров, причем большинство из них как раз были расфасованы в торговых сетях.

 

Андрей Мосов, руководитель экспертного направления НП «Росконтроль», врач:«Среди продукции, которая фасуется в магазинах, проще всего «спрятать» фальсификат или продукты с истекшим сроком годности. Стоят они, как правило, дешевле, чем аналогичные товары в заводских упаковках. Как показали наши проверки, и качество товаров, упакованных самими изготовителями, обычно выше». 

Подведем итоги

Ни в одной торговой сети в полной мере не соблюдаются требования к маркировке расфасованных продуктов. Больше всего нарушений обнаружено в сетях «Перекресток», «Билла», «Наш гипермаркет». Немного лучше информируют потребителей о продукции в «Ашане», но на большинстве этикеток данные приводятся в сокращенном виде, что затрудняет понимание. Меньше всего нарушений — в «Азбуке вкуса».

По мнению экспертов, главная причина отмеченных нарушений заключается в том, что большинство сетей использует этикетки слишком маленького размера, часто в десятки раз меньше, чем площадь потребительской упаковки. Единственным выходом из ситуации является увеличение размера этикеток, как это сделано в «Азбуке вкуса».

Вторая причина — неаккуратность и недостаточная квалификация персонала, который заводит данные о продуктах в систему. Например, сотрудники не знают, чем отличаются сыр, сырный продукт и имитация сыра на растительном жире, и вводят информацию так, как им удобно. 

Совет покупателям

Приобретать продукцию, расфасованную производителями — проверки показали, что ее качество выше. При покупке овощей или фруктов искать информацию о стране происхождения на ценниках, табличках, коробках, и выбирать местные продукты. При покупке рыбы спрашивать у продавцов документы, где указано место вылова и срок годности. Смотреть результаты проведенных экспертиз на портале Росконтроль.рф и выбирать безопасные и качественные продукты.

Для добавления комментариев нужна регистрация на сайте