Эра точечной застройки Александрова завершена?
В минувшем апреле на совещании архитекторов Владимирской области по вопросам осуществления градостроительной деятельности Александровский район был отмечен как район, в котором активно строится жилье. В этом отношении мы на втором месте в области. О градостроительстве мы поговорили с главным архитектором района Виталием Степановым.
— Один из показателей деятельности органов местного самоуправления — ввод жилья на территории района, — рассказывает Виталий Дмитриевич. — Это важный показатель развития района, это развитие строительного комплекса, это улучшение жилищных условий, это увеличение налоговых поступлений в бюджет. В 2014 году в районе введено в строй 58 тысяч кв. метров жилья, на 6 тысяч кв. метров больше, чем было запланировано. Нам вручили хрустальный мастерок. И это символично. Мастерок — это такой инструмент, без которого не построить ни один дом, и его надо беречь как основу основ.
В свете достижений на этом поприще нас включили в качестве выступающих на областном экономическом форуме, который состоится 29 мая. Сейчас готовим презентацию района в области строительства. Кратко и емко расскажем, как нам удается достичь таких результатов.
— Для нас, мирных жителей, такая оценка наших градостроителей, честно говоря, несколько неожиданна. У нас деятельность местной архитектуры вызывает скорее вопросы и скептицизм. Это касается и архитектурного облика города, и планировочных решений по застройке как центра, так и окраин.
— Это только видимая часть айсберга. Градостроительство — всеобъемлющая область. Она включает в себя планы застройки города, разработку правил застройки. Все описано в документе «Правила застройки и землепользования». Если все эти правила строго выполнять всем, кто строит, то мы получим замечательный эффект.
— До того, как участок земли обретает своего владельца, градостроитель определяет, где будет дорога, где детский сад, где жилая застройка, многоэтажная или индивидуальная.
— Внешний вид — это основное. Город должен быть красив. Но за внешним видом стоят грамотные планировочные решения.
Некачественная документация — причина земельных конфликтов
— Основные проблемные ситуации в области градостроения происходят из-за точечных застроек, рекреационных зон и т.п. Почему у людей возникают такие вопросы к архитекторам и градостроителям?
— Из-за несовершенства градостроительной документации. Да, ее разработали, а при ее применении мы видим, что где-то не до конца проработаны вопросы, где-то участки с особыми условиями нечетко определены в своих границах. Отсюда проблема в понимании чаще всего границ участков с разным разрешенным использованием. Поэтому документация есть, но при ее применении выясняется, что она не до конца еще совершенна. В таких случаях мы заказываем корректировку и изменения в документацию.
— Как показывает практика, и мы не раз писали об этом в нашей газете, если возникают такие коллизии, то участники конфликта не дожидаются изменения в генплане, а просто строят, что им надо, мотивируя это тем, что вот у них все разрешения администрации на руках.
— Я бы не сказал, что перевес в таких спорах на стороне частников или юридических лиц, а не в общих интересах города. Дело в том, что мы не можем защитить некоторые территории от застройки. Вот обращаются к нам люди, которые хотят что-то построить на конкретном участке. Понятно, что нужны железные аргументы, чтобы им отказать в этом. Таковыми является документация о планировке и застройке территории. Если там стоит какая-то особая зона, в которой строить нельзя, то мы отказываем. А если такой зоны там нет, то отказать мы не можем, потому что сразу идут жалобы.
Уточнения генплана постфактум или заблаговременно?
— Жалобы идут и в том, и в другом случае. И, получается, что пользуясь недостоверной градостроительной документацией, администрация эти жалобы и конфликты провоцирует. Как вы исправляете ошибки?
— Есть вопросы, которые накапливаются. Та же, например, роща Ликоуша, другие участки в городе. По ним надо вносить изменения в генплан и правила землепользования. Мы их сейчас собираем, и в этом году объявим внесение изменений в генплан и в правила землепользования. После того как выйдет постановление, в котором говорится, что мы эту работу будем делать, все желающие могут подать заявления об изменениях в той или иной части генплана.
— А до тех пор, пока вы не внесете изменения в генплан, что происходит со спорными вопросами?
— Они могут решаться в судебном порядке. Когда дело доходит до этой инстанции, мы вынуждены ходить, рассказывать и признавать свои ошибки.
— Когда «де юре» границы не определены, как мы сейчас выяснили, по вине администрации, ведь и она сама, и жители пользуются не до конца проработанной документацией администрации, содержащей неточности, то появляется возможность «половить рыбку в мутной воде». Авось, никто не заметит, все пройдет, а потом тихонечко внести изменения в генплан и изменить разрешенное использование земли. Вот если, к примеру, сейчас суд откажет в иске прокуратуры, которая защищает интересы мирных граждан по роще в районе Ликоуши, то получится, собственно говоря, что он защитит некачественную документацию администрации. Это, извините, как в школе, когда ученику надо бы поставить двойку, а ему ставят пятерку. Может, лучше такие дела в суд не выносить, пока не уточнены генплан и ПЗЗ?
— Мы-то, конечно, за то, чтобы такие вопросы в суд не выносить. Но граждане хотят защитить свои интересы и не всегда готовы ждать. Мы просим граждан подождать до внесения изменений в генплан и в процессе его корректировки и уточнения все спорные вопросы решить.
— Когда вы будете вносить очередные изменения в генплан?
— Объявим об этом в июне. После чего все желающие могут подать заявки на рассмотрение. Мы эти заявки обработаем и соответствующим образом внесем изменения.
Конец точечных застроек?
— Скажите, а насовсем ли закончилась эра точечных застроек в Александрове? И почему разобрали забор на Вокзальном переулке — там не будет строиться дом?
— Строительство дома заморожено, поэтому и ограждение снято. Обнаружились недоработки документации. Стройка возобновится после устранения недоработок. Из точечных застроек сейчас есть разрешение только на одну — трехэтажный дом во дворе новостроек на улице Свердлова. Других домов точечной застройки в городе не будет.
Мечта главного архитектора
— Какие ближайшие задачи, которые стоят перед отделом архитектуры нашего района?
— Сейчас основная масса вопросов, по которым граждане обращаются к нам, носит информационный характер. Очень хотелось бы, чтобы все нормативные акты, с которыми работают градостроители города и района, были в свободном доступе. Чтобы люди находили в них ответы самостоятельно. В полномочиях района ведение информационной системы градостроительной деятельности. Пока мы только собираем документацию для размещения. Чтобы вывесить это все в открытый доступ, нужна специальная программа, единая для всей области, чтобы обеспечить обмен информацией, а какая именно, в области еще не определились. Как только будет известно, что за программное обеспечение требуется, все районы области ее приобретут и начнут работать.
— И на этот ресурс будет открыт свободный доступ?
— Да. Любой человек сможет зайти и посмотреть, что уже есть на каком участке, в каком доме. И для себя решит, нужно ли ему такое соседство или лучше подыскать что-то другое. Об этом мы мечтаем: чтобы люди не зависели от хождения по администрации, а зашли на сайт и нашли ответы на все вопросы.
Беседовала Ольга Рыженкова,
фото автора.
Источник: alexnews.info