Добавить

Капремонт за 6 руб. 50 коп. — реально?

Как не старались мы на манер страусов спрятать голову в песок, пресловутые «6.50» все-таки становятся все более реальными, и делать вид, что ничего не происходит, уже смешно. Поэтому мы решили, что пора разбираться в том, что это такое.

Платить надо!

Мы не говорим о том, платить или не платить сбор в 6 руб. 50 коп. с квадратного метра собственности на капитальный ремонт. Как показывает практика с оплатой МОП за электроэнергию, лучше платить. Поскольку потом через суд придется заплатить больше и сразу. Другое дело, разобраться, куда уходят эти деньги, и как их получить обратно в виде капитального ремонта общего имущества своего дома. Будем делать это постепенно и небольшими порциями, не стараясь, по совету Козьмы Пруткова, объять необъятное.

За что платить новостройкам?

Начнем с новостроек. Именно с ними возникает больше всего вопросов и именно на них можно посмотреть, как эта система должна действовать в идеале. Суть нововведения заключается в том, чтобы собственники помещений в многоквартирных домах (МКД), посредством ежемесячных перечислений, постепенно создавали фонд, который будет в будущем направлен на капитальный ремонт МКД.
Вот строительная компания сдала дом в эксплуатацию, жители заселились, офисы и магазины заехали, всё, все живут и работают. Казалось бы, дом новый, строительная компания 5 лет производит его гарантийное обслуживание, т.е. в случае неполадок с конструктивом здания, строители за свой счет его ремонтируют.
Собственники сдают по 6.50 с квадратного метра, и к тому времени, когда подойдет срок капитального ремонта, например, кровли (это 15 лет), у дома будет уже достаточно большая сумма на этот ремонт. Так звучит в теории.

Градация необходима

Как к этому теоретическому тезису относятся самые, что ни на есть практики, управляющие компании, обслуживающие новый жилой фонд. Мы встретились и поговорили с руководителями трех УК, обслуживающих новый жилой фонд. Они едины в том, что создание фонда необходимо и правильно, но нужно ввести некоторую градацию. Принцип градации в том, чтобы, чем меньше лет дому, тем меньше собирать с его жителей на капремонт. Например, дом моложе 5 лет — 30% от минимально принятой таксы для региона (в нашем случае, от 6.50), от 5 до 10 лет — 50%, от 10 до 15 — 75%, с 15 лет — 100%. Цифры приведены исключительно для иллюстрации.
Как оказалось, на уровне области, уж не говоря о стране, таких предложений пока не рассматривается. Хотя, на мой взгляд, это первое, что надо было бы предусмотреть тем, кто систему разрабатывал.

Региональный оператор — администрация — управляющая компания

Но прежде чем понять, для чего нужна градация, немного напомним о системе сбора средств и проведении капремонта. В настоящее время есть два способа сохранения денег на капитальный ремонт. Первый — это субсчета, которые закрепляются за конкретным домом, только там деньги аккумулируются, и только этот дом имеет к ним доступ. Второй способ — это счет регионального оператора. Этот региональный оператор пока еще, можно сказать, вещь в себе, и в его функциях мы постараемся разобраться в следующих публикациях. Пока будем рассматривать его как большой общий котел, в который жители платят свои 6.50 с квадратного метра.
Региональному оператору местные администрации в свое время подали сведения о собственниках в МКД и сроках проведения капремонта в каждом доме. Если администрация поработала ответственно и оперативно, то жители получили правильные квитанции с правильно начисленными суммами. Представители УК Александрова говорят, что с момента получения первых квитанций им приходилось неоднократно корректировать сведения, которые содержатся в них.

Региональный оператор — повышенные сборы и неконтролируемость средств

Понятно, что в управляющих компаниях сведения о собственниках самые актуальные, поскольку у них и паспортный учет, и сведения о площадях квартир. Но региональный оператор все это время сторонится от сотрудничества с УК. Даже за то, что УК разносят квитанции по собственникам, не платят ни копейки. Более того, за внесение уточнений в собственные неправильные данные региональный оператор тоже не платит УК.
Что будет делать УК? Одно из двух: либо отказываться от работ, которые им бес-
платно навязывает региональный оператор, либо будет учитывать их стоимость в структуре платы за техобслуживание.
Это означает, что реальные финансовые затраты мирных граждан на будущий капитальный ремонт дома не ограничиваются этими 6.50 с метра. И денег на ремонт в будущем будет не на 6.50, а, например, на 5.50. Ведь, смотрите, сейчас вы нигде не сможете заплатить эти взносы без какой-либо комиссии. Даже ЕРКЦ какой-то процент за перечисление средств берет. Не говоря уже о банках или почтовых отделениях. То есть капремонт увеличивается на обслуживание платежей на него. Кроме этого, работа по разносу квитанций и информационное обслуживание тоже чего-то стоят, и это тоже либо вычтется из 6.50, либо начислится сверху. И, конечно, работа самого регионального оператора будет оплачиваться уж точно не из бюджета. Хотя, по-хорошему, надо бы содержать регионального оператора именно на бюджетном финансировании.
Становится совершенно очевидно, что, во-первых, платя региональному оператору взносы на капремонт, каждый собственник платит не 6.50, а гораздо больше. И больше всех переплатят собственники именно нового жилья. Поскольку им до капремонта еще жить и жить. И ладно бы эти деньги получала родная УК или собственноручно созданное ТСЖ. Нет, эти деньги уйдут банкам, которые, как мы с вами догадываемся, будут выдавать их нам в виде кредитов под немаленькие проценты.

Субсчет — оптимальный вариант?

И вот тут на авансцене появляется механизм, называемый субсчет. Субсчет сейчас может заключить ТСЖ. Но с 1 января 2015 года такая возможность будет и у домов, обслуживаемых управляющими компаниями. Они будут делать это через свою УК. Дом, у которого есть субсчет, как минимум, не подотчетен никому в расходовании своих средств. Например, на дом упал метеорит, кровля стала протекать. У жителей в таком случае есть два варианта: либо собрать целевые взносы на этот вид ремонта (а он капитальный по своим объемам), либо воспользоваться средствами, которые уже накопились на спецсчете. Как минимум, большая свобода маневра, по сравнению с теми, чьими деньгами распоряжается региональный оператор.
Кроме этого, у домов, которые открыли субсчет, появляется еще один очень приятный бонус. Это возможность заключить договор с подрядчиком работ напрямую, минуя процедуру госзакупок. А региональный оператор ищет подрядчиков через госзакупки, со всеми вытекающими негативными последствиями, которыми эта система еще очень сильно грешна.
Таким образом, на этом этапе мы с вами уяснили, что:
1. Мы платим за капремонт не 6.50, а больше;
2. Региональный оператор — это «общий котел»;
3. Субсчет — это сумма, накапливаемая на конкретный дом и подконтрольная только ему;
4. Субсчет выгоден тем домам, капитальный ремонт которых, по спискам регионального оператора, предусмотрен не ранее 2025 года.

Ольга Рыженкова.
Автор благодарит за квалифицированные консультации Наталью Комолову, Людмилу Костомарову, Игоря Аванесяна.

P.S. Продолжение следует.

Источник: alexnews.info

Для добавления комментариев нужна регистрация на сайте