Для авангардной музыки нет санкций
С 21 по 27 октября 2014 года в Москве прошел 11-й фестиваль мировой авангардной музыки «Длинные руки». Помимо Москвы, фестивальные концерты и мастерклассы «импортных» музыкантов состоялись в разных российских городах. Единственным городом во Владимирской области, который традиционно принимает фестиваль, стал город Александров.
Даже с учетом давно налаженных и добросердечно закрепленных отношений между александровским музеем Марины и Анастасии Цветаевых и агентством «Длинные руки», которые привозят в Александров исполнителей с мировым именем, лично для меня остается загадкой, как музыканты соглашаются ехать в наш сервисом обделенный городок. Цена на билет в 100 рублей на концерт двух гуру немецкого авангарда Хайнца-Эрих Гедеке (тромбон) и Вилли Келлерса (ударные), которые выступили в Детской школе искусств города Александрова — по сути благотворительная. На концерт этого дуэта, который выступил в столичном культурном центре «Дом», начинался от пятисот рублей. Да и за компакт-диски, которые можно было приобрести в фойе александровской школы искусств по цене 250 рублей, в Интернете запрашивают не меньше тысячи.
Каждый из участников дуэта — самобытная личность со своим длинным путем в авангардной и импровизационной музыке. Хайнц-Эрих Гедеке — композитор, импровизатор и художник, помимо тромбона, владеет игрой на австралийском духовом инструменте диджериду, разнообразных гонгах и тибетских рожках. Занимался театральными постановками в Эквадоре, сотрудничал с японскими танцорами буто, исследовал армянскую культуру, сам оформлял обложки своих дисков.
Вилли Келлерс — фри джазовый барабанщик, которого английская газета «The Guardian» назвала одним из крупнейших перкуссионистов авангардной джазовой и импровизационной музыки в Европе. Он участник всех важнейших мировых джазовых фестивалей. Работал в качестве театрального композитора в Германии, Армении и Австрии.
Программа, представленная в Александрове, хоть и не была спонтанной, но, учитывая специфичность музыки, была единственной и неповторимой. Хайнц-Эрих Гедеке изредка поглядывал в разложенные на полу листы и интенсивно менял различные «примочки» для своего тромбона. Вилли Келлерс, помимо ударной установки, для звукоизвлечения использовал собственные колени, шаманский бубен и груду стульев в углу сцены, из которой вытаскивал то один, то другой предмет. На стене в это время демонстрировались записанные ролики: театр теней, в котором солировал вялый петушок из двух рук и маятник Фуко из привязанного к бечевке камня. Музыка то усыпляюще поскрипывала, то срывалась в атональную атаку, где на заднем фоне невнятно проявлялся орлеанским мотивчиком великий Луис Сачмо. Шутливые нотки тромбона и хитрые глаза барабанщика сделали двухчастное выступление внятным и необременительным даже для случайных слушателей. Поэтому музыкантам даже пришлось сыграть «на бис».
Эдуард Егоров, фото автора.
Источник: alexnews.info