«И смотрит с экспонатов чья-то истина...
27 сентября 2014 года в ДК города Карабанова произошло эпохальное событие: после долгого молчания и хаоса открылся музей ситцев Барановской мануфактуры. В течение трех месяцев Наталья Юрьевна Крохина, директор ДК, работала над организацией музея. Талантливый художник Жанна Николаевна Размаева разработала концепцию экспозиции и приступила к делу: тщательно отбирала экспонаты, продумывала оформление, расположение их в зале. Трудились все работники ДК, помогая кто словом, кто делом. Особенно горячими были август и сентябрь. Волновались и сожалели, что нельзя разместить всего, что помогло бы почувствовать карабановцам и гостям города грандиозное значение и Барановской фабрики, и комбината имени III Интернационала.
Создание Барановской мануфактуры обросло множеством легенд. По одной из них, за одно лето на берегу реки Серой вырос целый городок из производственных корпусов и казарм. По другим сведениям красильня начала работать в начале 50-х годов 19 века. На фабрике набивали «французские» пунцовые ситцы, платки, красили кумач. Качество продукции было очень высокое. Баранов включается в торговые компании, торгуя с Хивой, Бухарой, Персией. Уже тогда он устанавливал через торговлю добрососедские связи даже с теми странами, с которыми были сложные отношения. «Говоря об этом предмете, как воодушевлялось благородное лицо его, какой огонь блистал в скромном взоре его! Казалось, он перелетал мыслию огромное пространство… и восхищался на азиатских базарах успехами и торжеством почтенного русского купечества!» - рассказывал один из его друзей. В условиях конкуренции он не засекретил ни одного новшества, включая средства против самовозгорания пряжи. Беднякам постоянно выдавали муку и крупу. На Пасху и на Страстной неделе Баранов рассылал городским жителям говядину, солонину, крупу, холстинку и деньги. Все окрестные девочки и женщины ходили в подаренных им платках его фирмы. Современники видели в Баранове глубоко нравственного человека, прекрасного семьянина, умного собеседника. Дети стали достойными преемниками своего отца.
В музее видим портреты Асафа и Федора Барановых, достойных преемников основателя мануфактуры Ивана Федоровича. Фотографии помещений 2-ой половины IXX века дают представление о строительстве и развитии предприятия. Храм Святой Троицы, построенный в 1880 году, станция Карабаново, главная улица Троицко-Александровской мануфактуры, верхние ворота, лесной склад, общий вид фабрики, харчевой амбар, дом служащих, конюшни, казармы для рабочих. Сначала все строения были деревянные. Но купцы-миллионщики не жалели денег на благоустройство. Талант предпринимателя сочетался в них с неслыханной щедростью. Не случайно А.П. Чехов писал: «Будьте здоровы, веселы и богаты, как Асаф Баранов». Вот бы нынешним предпринимателям поучиться у Барановых! В 1863 году все деревянные строения были заменены на кирпичные. В 1865 году приступили к постройке прядильно-ткацкого корпуса. В 1866 году была поставлена первая печатная машина. Машинная печать привела к упрощению рисунка, но не ухудшила его качества: издалека ситцы кажутся богатыми многооттеночными тканями. Рисунки с растительными орнаментами сочетают декоративность с точным изображением. Например, «Дубовый листок» и «Водосбор». При становлении набивки тканей на промышленную основу с Запада и Востока везут все необходимое, от машин до хлопка. Использовался американский, египетский, «эриванский» (смесь бухарского и персидского) хлопок. В качестве красителей из Франции и Голландии доставляли крапп. Его делали из марены. Это растение пытались культивировать на полях рядом с Карабановом, но теплолюбивая марена не прижилась. Проблему решила группа ученых во главе с А.М. Бутлеровым. Они синтезировали ализарин в 1896 году, что позволило увеличить производство набивных ситцев и платков с насыщенным алым фоном, по которому набивались разноцветные узоры. Сначала рисунки закупали за границей, потом при граверной мастерской появляются талантливые художники-самоучки. Барановы привлекали профессиональных художников. Крашение тканей стало искусством, и в 1874 году мануфактура получила право на изображение государственного герба, а позднее была удостоена Почетных дипломов: 1883 г. в Амстердаме; 1885 г. в Антверпене; Медалей: 1862 г., 1865 г. в Москве, в Лондоне; 1867 г., 1878 г. в Париже; 1873 г. в Вене; 1886 г. – Ордена Льва и Солнца персидского шаха.
В.И. Ленин в работе «Развитие капитализма в России» упоминает Карабановскую фабрику как одно из крупнейших предприятий своего времени в текстильной промышленности России и указывает, что она насчитывала в 1879 году 4248 тысяч рабочих. Мануфактура достигает высшего расцвета. Городское мещанство, крестьянство и рынки среднеазиатского Востока становятся главными потребителями. Спросом пользуются удивительной красоты платки, становясь главным украшением в женском наряде. Мастера не копировали готовые рисунки. Черпая вдохновение в мире природы, они создавали фантастические растительные и зооморфические орнаменты. Перья фантастических птиц, персидские огурцы (перцы или бобы) придают рисунку восточный колорит. А «смородиновый лист» на Всемирной выставке в Париже в 1889 году был удостоен высшей награды – Гран-При «за особую прелесть, изящество рисунка». Тщательно прорисованный смородиновый листок с переливами голубого, бордового, светло-зеленого цвета на темном фоне создает впечатление богатства ткани. Светлые пятнышки на листьях напоминают капельки росы. В коллекции ткани и платки с традиционными узорами и сложившейся гаммой цветов. На кумаче – узоры желтого, синего, голубого, светло-зеленого, белого, серого, черного цветов. Своеобразна композиция рисунка: в платках разрабатывается не только кайма, но и поле, которое замыкается в круг или квадрат и заполняется узором из ягод, цветов. Восточный огурец – излюбленный мотив. Традиции старинных мастеров сливаются с искусством художников по тканям. В витрине – альбом с 361 образцом тканей, производимых в 1936-37 году по старинным образцам. 2-я витрина дает возможность представить не только производство, но и культурную дореволюционную жизнь: театральные афиши, денежные купюры. Рекламные листки с изображением награды за лучшие краски на тканях мануфактуры.
Портрет Сергея Тимофеевича Карпова, выполненный художником Ермаковым, символизирует время расцвета Карабановского комбината имени 3 Интернационала в 20 веке. Текстильный комбинат, а вместе с ним и город процветали в эпоху, когда директором был Сергей Тимофеевич Карпов, Герой Социалистического Труда, патриот своего Отечества, талантливый организатор и глубоко неравнодушный человек. При нем был Карабаново был городом-садом. И орденоносный комбинат. Много раз комбинат награждался Знаменами Министерства легкой промышленности. Перед нами два из них.
Советскому производству удалось сохранить все лучшее, что было до революции. Оно продолжало строиться и совершенствоваться. Качество выпускаемой продукции не уступало тканям аналогичных предприятий страны. Вот образцы тканей, участвовавших в 1927 году в ВСНХ. Это обивочная ткань. Ее использовали для обивки стен и мебели. Советские художники бережно сохраняли традиции. Коллектив художественной мастерской во главе с Демковым, а потом М. Гольяшовым творчески использовал старинные рисунки и создавал оригинальные орнаменты. Т.И. Алексеева хорошо понимала особый характер ализариновых ситцев, и ее необычные композиционные находки обогатили коллекцию образцов. Незабываемы рисунки Н.М. Забиронина, С. Валяева, А. А. Калинина, М. Широковой, Н. Хапиловой, Е. Ерохина. Над разработкой цветовой гаммы трудились колористы М.С. Мальгина, Н.И. Крюкова.
Одна из композиций посвящена «крокам». Кроки – это рисунки, сделанные для тканей. Во французском варианте слова ударение падает на последний слог. Но в речи художников, вероятно, слово, ставшее профессионализмом, обрело иной вид. «Крок» - так стали называть рисунок. Когда вы смотрите на них, то вам кажется, что это ткань – так искусно сделаны рисунки талантливыми художниками 50-70 годов уже XX века: Савельевой Анной Александровной, Широковой Музой Геннадьевной, Хапиловой Нонной Николаевной, Забирониным Николаем Михайловичем и другими. Многие из них на ситце, сатине, штапеле были отмечены Знаком качества. На комбинате работали целые династии, например, сын Н.М. Забиронина Андрей тоже стал художником по тканям, создавая оригинальные рисунки для детей.
Во многих музеях карабановские ситцы использовали для отделки и украшения народного костюма. В конце 19 века изменилась мода, и яркие ткани шли только на отделки. Традиционный костюм, состоящий из юбки и кофты, дополнялся ярким ализариновым платком. На манекенах можно увидеть женские костюмы, созданные руками искусных мастериц по образцам, которые хранятся в музеях Владимиро-Суздальского заповедника.
Центральная композиция музея посвящена платкам. Особую ценность составляют ситцы и платки середины 19-конца 20 века, выполненные в технике вытравки по ярко окрашенному фону, ализариновые в соответствии с красителем. Украшение тканей способом набивки было известно на Руси уже в 10 веке. Использовались набоечные доски и деревянный молоток. Доски с вырезанным узором для нанесения одной краски называют «цветкой», тонкий контур узора наносят на ткань «манерой» - металлическим штампом, набитым на деревянный щит. Платки и ткани находили большой спрос в Средней Азии, так как не выгорали на солнце. Для барановских ситцев были характерны цветы и листья, сплетенные в фантастические сказочные орнаменты. В работе с печатными машинами незаменимыми людьми стали граверы и раклисты. Некоторые рисунки копировались с западноевропейских образцов. Об истории Барановских ситцев в поэтической форме рассказала Т.Н. Березина в венке сонетов «Ситцевое чудо», и он легко вписался в композицию платков. Когда говорю «композицию», не ошибаюсь, потому что из экспонатов созданы законченные композиции.
Темы рисунков диктует время. Платков в середине 20 века не носили, поэтому их производили и берегли как сувениры. На платках с традиционной каймой можно увидеть символы советской эпохи: пятиконечные звезды, серпы и молоты, снопы, перевитые ситцами, изображения орденов советского периода нашей истории. Символы эпохи – Днепрогэс, кремлевские башни с рубиновыми звездами. На одном из юбилейных платков, выпущенных к 30 годовщине Октября, в центре – портрет И.В. Сталина. Композиция разработана художниками Демковым, Каленовой, Савельевой, Солнцевой, Филиной. Интересна цветовая гамма. Хотя и сохранились традиционные тона, в то же время они обрели иной символический смысл.
А вот панно, выполненное по рисунку Забиронина Николая Михайловича. Оно посвящено 850-летию города Владимира. Присмотритесь. Перед вами цветущий город. Кто побывал во Владимире, легко узнают Золотые ворота, Дмитровский и Успенский соборы, Княгинин монастырь, Дворец культуры, телевизионную вышку, пятиэтажки, так характерные для 60-х годов 20 века. Кажется, что панно выполнено в 3-Д - такой объемной кажется картина благодаря искусному подбору красок.
Фамилии передовиков производства комбината были занесены в Книгу Почета. Одна из них – в экспозиции музея. На открытой страничке фото замечательного солиста ДК Коробкова Константина.
Особое место занимают в музее предметы быта. Окно становилось глазами дома, поэтому ему уделялось особое внимание. Занавесочки из милого ситца, кисти калины за стеклом – все дышало любовью, создавало уют и тепло. В музее представлены вещи - знаки времени: лапти, утюги, швейная машинка, керамические и стеклянные изделия, медный таз для варенья, матрешки, самовары, керосиновые лампы, керосинки, корытце, фонарь, тульская гармошка, радио (черная тарелка), пила, коромысло, амбарные ключи, щипцы, стиральная доска и рубель, патефон, капитель со взорванного Храма Святой Троицы, прялки. Одна из них подарена семьей Куприяновых.
На открытии экспозиции были почетные гости. А.М. Тощева, У.И. Маслакова разрезали красную ленточку, и началась экскурсия в далекое и не очень прошлое. А.В. Ключников прочитал свое стихотворение об С.Т. Карпове, учащиеся школы №9: Бобров Алексей, Кулаженко Анна, Паленова Мария - прочитали сонеты Т.Н. Березиной; Александра Туренко – стихотворение Н.М. Забиронина. Присутствующие проявили большой интерес к вновь открывшемуся музею. Каждому было что вспомнить. У.И. Маслакова сожалела об утраченном в эпоху так называемой перестройки музее, его богатейшей коллекции и благодарила за достойное воплощение замысла. Н.М. Поликарпова от души пожелала успехов в патриотическом воспитании на основе материалов музея, Н.С. Данилина говорила о благотворной деятельности семьи Ключниковых, Валентины Михайловны и Андрея Викторовича, которые знакомят с культурными ценностями не только карабановцев, но и приобщают к ним представителей других стран. Э. Косарев, сам замечательный художник, не мог не оценить великолепия экспонатов музея. В.М. Новиков очень трогательно говорил о нахлынувших воспоминаниях. Спасибо директору ДК города Карабанова Крохиной Наталье Юрьевне. Благодаря ее кипучей энергии и помощи коллектива сотрудников, сегодня мы могли увидеть эту красоту.
Музей, конечно, должен стать лабораторией по изучению истории, культуры родного края и замечательных людей, свято сохраняющих его лучшие традиции.
Л. ФРОЛОВА,
руководитель Литературной гостиной ДК города Карабанова.
Источник: Александровский Голос Труда