Добавить

«Удаль молодецкая» и пространство счастья

В минувшие выходные в Александрове впервые прошел фестиваль народных традиций и единоборств «Удаль молодецкая». У фестиваля семнадцатилетние традиции, но в Александрове он проводится первый раз.

Александровские коллективы хорошо знают этот фестиваль и регулярно на нем бывают. В прошлом году организатор и вдохновитель мероприятия Ольга Мишина пообещала, что «Удаль молодецкая» будет проводиться в Александрове. «Детей обманывать нельзя! — сказала Ольга Фёдоровна на открытии форума. — Поэтому сегодня „Удаль молодецкая“ в Александрове!»

На самом деле все не так просто. Чтобы выполнить обещание, данное детям, надо было убедиться в том, что и взрослые в городе готовы к таким мероприятиям.
— Я очень рада, — говорит Ольга Мишина, — что в Александрове я нашла людей, на которых можно положиться. Организация любого мероприятия — это много работы и взаимодействие разных структур: власти, общественных организаций, коммунальных служб, учреждений культуры, творческих людей. И здесь, в Александрове, это взаимодействие было налажено очень гармонично и ответственно. И мы планируем провести «Удаль молодецкую» в следующем году тоже здесь.

Фестиваль начался шествием к памятнику Александру Невскому, потом — церемония открытия с праздничным концертом, на котором пели народные песни, частушки и страдания, играли на гуслях, лихо отбивали каблучками дробушки и водили хороводы. Зрители сидели на скамеечках в своеобразном амфитеатре, сцена была прекрасно видна и профессионально озвучена. Несмотря на сильный ветер, микрофоны выдавали чистый звук без шумов.

В ожидании своей очереди рядом со сценой гарцевали всадники. Позже они показали свою удаль молодецкую в лихой скачке. Открытие завершилось большим костром, и все отправились спать. А площадки с реквизитом охраняла ночная стража волонтеров.

Надо немного рассказать о том, какая была площадка для фестиваля. Место, известное многим александовцам. Его называют по-разному: водозабор, зона. Сейчас эта территория называется «Свистуша». Пойма старицы реки Серая, с лугами, холмами и яблонями. Накануне организаторы скосили траву, и потому во время фестиваля по всей площадке витал сказочный и такой русский запах скошенной травы, много раз воспетый в песнях и стихах.

На фоне хорошей погоды в субботу в первой половине дня работали мастер-классы, шел смотр «Россия молодая», соревновались в удали и силе добры молодцы. Вот кузница, мастер с несколькими маленькими подмастерьями из числа зрителей выковывает подкову. С каждого мальца — несколько ударов кувалдой по раскаленному железу. Молоток для каждого подбирается по весу и размеру. Побольше мальчик — и кувалда побольше. Через некоторое время подкова скована. Правда, и без повреждений не обошлось: уж больно непривычные предметы — молот и наковальня.

А вот целый ряд мастериц, у них можно было научиться плести пояски и тесьму разных видов на разных инструментах, можно было расписать ложку или игрушку пером и красками в манере рукописных книг древности. Или получить интереснейшие знания по традициям национальной одежды.

Для этих мастериц фестиваль — не только реконструкция костюмов, рукоделий, еще чего-то. Это реконструкция семейного счастья. В традиции несчастную семью не воспитывали. Воспитывали счастливую семью. Ребенок только-только начинал играть в игрушки, он играл в семью. Вот куколку сделал, и он заботился, чтобы она счастливой была в этой игрушечной семье. Роль семьи повышалась с возрастом от простых игрушек к более сложным. И к более сложным ситуациям в семейной жизни. Поэтому семья приобретала ценность с самого детства. С 12 лет человек становился уже «условно взрослым». Его за общий стол сажали, за которым обсуждали общие семейные вопросы.

— На мне, так как я уже в возрасте, костюм не молодухи, а зрелой женщины, — рассказывает Нина Васильевна Осипова, руководитель смоленской студии «Индрик». — Это подлинник, начало 20-го века, когда уже на древний деревенский костюм стала влиять городская культура. А вот на наших студентках надеты более старинные варианты костюмов. На Насте, например, — панёва. Это костюм молодухи, молодой замужней женщины. На ней специальный узор, в котором каждый элемент — со своим смыслом.

Костюм был как паспорт. По нему можно было узнать все про человека, на котором он надет. Какого он роду-племени, возраста, из какой деревни. Овдовевшая женщина не могла надеть яркий костюм. Она должна была снять все украшения и замаливать свой грех, если осталась вдовой. Это же она нагрешила, что не сохранила мужа. За все отвечает женщина. Плохо молила Бога, чтобы муж остался жив.

Перед отправкой мужчин на войну в деревнях свершались специальные обряды. Например, делали обережное полотенце. В этом деле участвовала вся деревня. Мужчины делали и устанавливали ткацкий стан, все женщины пряли нитки. И потом самой умелой женщине давали это полотенце ткать. Это были не утиральники, а полотенца обережные, ими никогда не пользовались в повседневности.

В костюме столько семантики, столько родовых начал, что надо это все знать. «Удаль молодецкая» несет миссию «учиться счастью». Чтобы быть счастливыми в семье.

— Мало организовать просто реконструкцию. Важно, чтобы было правильно созданное пространство, в котором возникает «пространство счастья». И если в этом пространстве пожить хотя бы один день, а еще лучше три дня, — то это такое счастье. Мы потом несколько лет вспоминаем.

Слушаешь и заслушаешься. Не удержалась я и попросила повязать мне платок, который оказался со мной, в какой-нибудь национальной традиции. Повязали, как на Вятке. Получилось очень удобно и красиво. Правда, если бы платок был поярче, то еще и нарядно было бы. Проходила в нем весь день и ловила заинтересованные взгляды людей.
Обойдя все площадки, притомилась и присела к давним знакомым из поселка Майский. У них на станочке висел начатый травяной коврик, маленькая мастерица убежала кататься на качелях, и работа осталась без присмотра. Мастерицы разрешили мне поработать с ковриком.

Рядом лежала заготовленная трава. Взяла первый ее пучок и стала продевать сквозь нитки основы… Весь мир куда-то исчез. Все стало так далеко-далеко. И так спокойно-спокойно на душе, и пусто-пусто в голове. И только эта зеленая прядь, ложащаяся в узор. Что-то изменилось в пространстве вокруг, наверное, на миг я почувствовала то, о чем говорили смоленские мастерицы — это дыхание пространства счастья. Оно, возникло из ниоткуда, просто от этой травы в руках, запаха лета и, может, от специальным образом повязанного платка на голове …
Коврик я доплела, и его тут же купили. Я была очень рада, что кому-то пришлось по душе дело рук моих.

Хотелось бы еще рассказать, как стреляли из лука, боролись на матах, скакали на лошадях и мерились силой и сноровкой в игре «Тридевятое царство». Но, во-первых, места в газете не хватит. А во-вторых, пошел дождь, и программу пришлось свернуть.

Могу только сказать в заключение, что всем, кто пришел на праздник, и тем, кто участвовал в нем, он понравился. Дети накрутились на карусели, насражались на мечах и нагляделись на самых обычных, но таких экзотических для горожан крольчат, утят, козлят и поросят. Приехала на фестиваль и свадьба, их встретили свадебными величальными песнями. Погода, жалко, подвела, и вручение грамот и подарков участников проходило уже под крышей конференц-зала.

На следующий день участники «Удали молодецкой» участвовали в вахте памяти на Комсомольской площади вместе с ветеранами и горожанами. Их народные костюмы внесли особенную нотку в этот скорбный ритуал.

Организаторы, конечно, разберут все по косточкам, сделают анализ всех накладок, ошибок и удачных решений. Чтобы в следующем году сделать все лучше. Городские и районные власти обещали включить «Удаль молодецкую» в программу культурной работы и, соответственно, предусмотреть бюджетное финансирование хотя бы каких-то затрат на его проведение.

Ольга Рыженкова, фото Эдуарда Егорова.


Источник: alexnews.info

Для добавления комментариев нужна регистрация на сайте