В городе Сочи было все здорово очень
Если для Сочи Олимпиада началась больше семи лет назад, то для меня — всего лишь в прошлом году. Как и многие из моих поездок, путешествие в олимпийский Сочи вышло спонтанным и от этого еще более удивительным.
Когда Сочи выиграл заявку на проведение Зимних Олимпийских игр, в этот день мы с мужем возвращались из Абхазии, где, конечно, не смотрели телевизор и не слушали радио. Поэтому спросили на вокзале, где покупали газеты и журналы, кто победил в этой борьбе. «Как кто?! — вскинула на нас глаза продавщица. — Мы, конечно!» Я помню, что в тот день в Сочи радовались все, а вот мы сразу подумали, что сюда на Олимпиаду не поедем — наверняка будет не достать билетов, а то, что получится урвать, будет стоить очень дорого. Подумали и забыли об этом на шесть лет. Правда, еще через год я приезжала в Сочи, и уже тогда там была одна большая стройка, дороги задыхались от пробок, а жители не радовались, а ругали Олимпиаду.
Этап первый. Подготовка
Не знаю, как к другим людям приходят мысли о таких поездках. Кто-то, возможно, ждет таких мероприятий всю жизнь, кто-то всё планирует сильно заранее, а кто-то гоняется за заветным билетиком. Я не делала ничего из перечисленного, просто однажды подумала, что шанс побывать на домашней Олимпиаде, может, больше и не представиться. Это всё и решило.
За год до начала главного спортивного события оказалось, что купить билеты на него совсем просто. Заходи на сайт, выбирай соревнование и подходящую ценовую категорию, оплачивай картой — и всё, можешь собираться болеть. Правда, с особо популярными соревнованиями такое не проходило — люди караулили билеты на фигурное катание, биатлон и хоккей, церемонии открытия и закрытия. Но мы никогда не были ярыми спортивными фанатами, поэтому практически наугад спокойно купили билеты на эстафету в лыжных гонках, лыжное двоеборье и шорт-трек. Потом окажется, что это был очень правильный выбор.
Всё остальное, в общем-то, уже было делом техники. Чуть позже купили билеты на самолет, забронировали номер в частной гостинице Адлера. Но надеялись, что ближе к Играм найдется более подходящее жилье — цена в 5000 рублей в сутки за двоих казалась нам неоправданно высокой. За полгода до Олимпиады стало казаться, что лучше жилья не будет, — за квартиры сочинцы просили и десять, и пятнадцать тысяч рублей в сутки. Спасла рассылка с официального олимпийского сайта — гостям Игр предлагали остановиться на круизных лайнерах. Так и сложилось наше путешествие — соревнования-самолет-корабль.
Этап второй. Дорога
Ранним утром 15 февраля мы сидим в московском аэропорту, откуда самолеты в Сочи улетают практически каждые пятнадцать минут. За Играми никуда ехать не надо, они уже здесь — вокруг люди в одежде с официальной символикой, паспортами болельщика, флажками и плюшевыми игрушками.
Пока мы летим, командир корабля периодически рассказывает нам, какая плохая погода в Ростове-на-Дону — «под нами крутится борт „Уральских авиалиний“, ждет посадки» в Краснодаре, и радостно добавляет, что нам не нужно в эти города, ведь мы летим в Сочи, а там погода отличная. После посадки голос капитана говорит: «Добро пожаловать в столицу Зимних Олимпийских игр!», и по интонации чувствуется, как он улыбается, желая приятного отдыха и «всем нам — только победы!»
А в Сочи настоящее лето, какая зимняя Олимпиада, вы что! Солнце заставляет нас раздеться до футболок, и пока мы едем вдоль моря на скоростной «Ласточке» из аэропорта в город, смотрим, как люди загорают на берегу, а храбрые даже купаются.
Первые, кто встречается нам на пути, это волонтеры. Их действительно не просто много, а очень много. Кажется, что они везде. Приветливо спрашивают, чем помочь, выдают карту, рассказывают, как пройти. В общем, Сочи нам сразу улыбнулся и погладил теплой солнечной рукой по макушкам.
Этап третий. Соревнования
Мы заселяемся на корабль, пройдя три ступени досмотра. Надо сказать, что без досмотра на Олимпиаде нельзя было попасть ни на один объект, но организовано все было грамотно. Если едешь на соревнования — проходишь досмотр только один раз — при посадке в транспорт. Сама процедура посерьезнее, чем в аэропорту. Нужно не только снять верхнюю одежду, пройти через рамку металлоискателя, а вещи отправить через сканер, но и потерпеть, пока тебя ощупают с ног до головы специалисты службы безопасности. Щупали тщательно и каждого, но никто не жаловался. Мало того, мы вообще не встретили злых или недовольных людей — никто не ругался в очередях, сотрудники полиции были предельно вежливы, а волонтеры развлекали всех шутками, пока люди ждали своей очереди на канатку или электричку.
Чтобы почувствовать атмосферу праздника, можно просто гулять по набережной — везде работают телевизоры и везде показывают Олимпиаду, мы же идем на соревнования, чтобы окунуться в гущу событий. До начала лыжной эстафеты остается десять минут, трибуны на стадионе забиты, кругом российские флаги — Саратов, Челябинск, Тюмень, Сталинград (так и написано). Почти нет Москвы, зато регионы представлены очень широко. На солнце лежат норвежцы и загорают. Кто-то поет песни, кто-то ест блины, кто-то подбадривает кричалками спортсменов.
Мы смотрим старт со стадиона, а потом уходим в лес — будем болеть за наших прямо на трассе. Лыжники проносятся мимо, болельщики приветствуют всех, но когда появляются россияне, уровень шума возрастает в разы. «Дима, давай!» — мы надрываемся изо всех сил, первым из наших в эстафете бежит Дмитрий Япаров. Александр Бессмертных сбавляет темп, и наши соседи почти шепчут другим спортсменам: «Бегите потише, не торопитесь!», как будто они действительно могут услышать эти заклинания. Третьим выходит Легков, резко сокращает отставание, мы на каждом круге желаем ему удачи и кричим: «Саша, молодец!» Пока мы переживаем, к нам подходит семейная пара и интересуется смыслом происходящего. Мы объясняем, что сейчас эстафета, от каждой команды бегут четыре участника, кто первый прибежал — тот и чемпион. До финиша дойти не успеваем, но по реву трибун понятно, что у нас медаль сегодня тоже есть. Максим Вылегжанин приходит вторым, и сборная завоевывает первую награду в лыжных гонках. Сколько эмоций и радости! Причем рады не только русские. Норвежцы в этой гонке не выиграли ничего, но присоединяются к нам и начинают скандировать: «Россия! Россия!»
На соревнованиях по лыжному двоеборью наши спортсмены занимают последние места, но нам интересно посмотреть на прыжки с трамплина и на мастерство самых заслуженных в этом виде спорта. Правда, вначале этому мешает туман — трамплины буквально растворяются в молочной пелене, и все с недоверием ждут — неужели ребятам придется прыгать из ниоткуда в никуда? Туман исчезает так же внезапно, как и появился, но на смену ему приходит дождь, который сдаваться так просто не собирается и поливает нас безостановочно все время, пока идут соревнования. Удивительно, но болеть за других спортсменов так же радостно, как и за своих!
Настоящим финальным аккордом Игр для нас стали соревнования по шорт-треку, где Виктор Ан вначале выиграл золото на дистанции 500 м, а потом золото в эстафете взяла наша команда. Весь ледовый дворец «Айсберг» вскакивал в едином порыве, кричал и переживал. В самые опасные моменты по залу прокатывался один большой коллективный вздох. И сколько же было восторга, когда в упорной борьбе наши ребята завоевали золото! Как будто мы сами были причастны к нему, как будто мы все, многотысячной многоногой толпой, бежали по этому льду, чтобы быть лучшими. По-моему, у нас все получилось.
Что почем:
Билет на самолет — 10000 рублей
Проживание — 6300 рублей
Билеты на три соревнования — 4200 рублей
Билеты на два концерта (Нино Катамадзе и шоу корейских королевских барабанщиков) — 1400 рублей
Траты за неделю — 10000 рублей
Итого: поездка на неделю на одного человека обошлась в 32000 рублей
Мария Бахирева, фото автора