Мозг человека под ЛСД впервые рассмотрели в МРТ
С тех пор как ЛСД был включен в список запрещенных наркотических средств, исследований этого препарата практически не проводилось. Поэтому недавняя работа группы ученых во главе с известным нейрофизиологом, исследователем и сторонником декриминализации некоторых наркотиков Дэвидом Наттом (David Nutt), стала первой попыткой "увидеть" происходящее в мозге человека под действием ЛСД.
"Диэтиламид лизергиновой кислоты (ЛСД) – классический психоделический наркотик, – пишут авторы, – однако его воздействие на человеческий мозг еще ни разу не исследовалось с помощью современных методов нейровизуализации". Поэтому, отобрав 20 добровольцев, ученые воспользовались сразу тремя методами наблюдения за работой мозга, недоступными исследователям до запрета работ с ЛСД более 40 лет назад.
Магнитно-резонансная томография с мечением артериального спина (ASL) позволила изучить мозговой кровоток. Функциональная МРТ с BOLD-контрастом помогла наблюдать содержание окисленного и восстановленного гемоглобина, следя за потреблением кислорода – а значит, и активностью отдельных областей мозга. Наконец, с помощью магнитэнцефалографии (МЭГ) отслеживалась электрическая активность нейронов. Измерения проводились после приема 75 мкг наркотика, а также плацебо.
Существенные изменения под влиянием ЛСД наблюдались в работе сети пассивного режима работы мозга (Default Mode Network, DMN) – обширной нейронной сети, которая связывает ряд анатомически разделенных областей, не связана с решением какой-либо определенной задачи и остается активной в состоянии покоя. Функции DMN остаются неясными, но некоторые специалисты подозревают, что в ее работе может крыться главная загадка нашего мозга – возникновение феномена сознания. Эти предположения получили некоторое подтверждение в новой работе: рассинхронизация работы нейронов DMN коррелировала с субъективными оценками подопытных, сообщавших о "растворении личности", "потере "я""(Self Dissolution). Параллельно этому МЭГ обнаружил и ослабление волновых альфа-ритмов мозга, которые проявляются у взрослых в спокойном бодрствующем состоянии.
Однако в целом активность нейронов под действием ЛСД резко возрастала и становилась более однородной по всему мозгу, усиливались связи между областями, которые обычно работают более или менее независимо. Один из авторов работы Робин Кэрхарт–Харрис (Robin Carhart-Harris) пояснил: "В норме мозг работает как набор независимых нейронных сетей, выполняющих различные специализированные функции, такие как зрение, движение или слух – или более сложные, такие как внимание. Однако под ЛСД разделение этих сетей исчезает, и мы видим более связный, более унифицированный мозг".
Усложнение нейронных сетей головного мозга, усиление специализации его областей и укрепление связей между ними происходят по мере взросления и созревания. Поэтому активность мозга человека под ЛСД авторы сравнивают с работой мозга младенца.
Усиление связей между областями мозга, которые обычно работают независимо, видимо, лежит и в основе ярких галлюцинаций, сопровождающих прием ЛСД. В самом деле, исследование показало, что первичная зрительная кора (V1), которая в норме связана, прежде всего, с регионами, занятыми обработкой визуальных стимулов, начинает активно коммуницировать и с другими областями, обычно этой работой не занятыми. Степень этой активности также коррелировала с сообщениями подопытных о переживании галлюцинаций.
Эксперименты команды Дэвида Натта – видимо, после его знаменитых и скандальных исследований эффектов другого наркотического средства, псилоцибина, – не получили финансирования от официальных организаций. Поддержку им оказали обычные люди: британский Фонд Бекли организовал общественную кампанию по сбору средств и набрал необходимую сумму (порядка 25 тыс. фунтов стерлингов) с помощью краудфандинговой платформы Walacea.com. Глава фонда Аманда Филдинг (Amanda Feilding) сказала: "Наконец, мы начинаем раскрывать механизмы, лежащие в основе действия ЛСД – не только в плане лечения, но и углубляя наше понимание самого феномена сознания".