Назад в будущее: зачем Amazon начала открывать обычные магазины
Особенность работы Amazon Books в том, что книги для продажи «подбираются на основе оценок клиентов Amazon.com, объема предварительных заказов и продаж, популярности на Goodreads [Goodreads.com — социальная сеть для читателей, подразумевает выкладку электронных книг, аннотаций, обзоров]», говорится в пресс-релизе на сайте Amazon. Помимо прочего посетители магазина получат возможность протестировать гаджеты компании — устройства для чтения электронных книг Kindle, «умный цилиндр» Echo, способный распознавать человеческую речь и давать ответы на вопросы пользователя, мультимедийный плеер Fire TV и планшет Fire Tablet.
Развитие сети Amazon Books может стать успешным коммерческим ходом, поскольку ассортимент будет представлять выборку товаров, популярность которых доказана оценками онлайн-клиентов, согласна директор по внешним связям и коммуникациям Ассоциации компаний интернет-торговли Екатерина Шустер. «Это очень правильный и технологичный ход, который позволит привозить небольшие партии товаров, которые будут быстро раскупать», — считает она. С другой стороны, не все могут оценить книгу по описанию, многим важно открыть ее, подержать в руках — офлайн-магазин позволяет захватить и эту аудиторию, заключает Шустер.
Тренд интегрированных продаж только формируется сейчас, обращает внимание гендиректор Wikimart Андрей Кленин: «Онлайн-компании пытаются нащупать новый способ взаимодействия с покупателем, и Amazon не исключение». Решение Amazon — не более чем маркетинговый ход по созданию витрины, добавляет гендиректор «Юлмарта» Сергей Федоринов: «В приложении к основной деятельности Amazon этот магазин будет выполнять демонстративные функции».
Компания Amazon была создана в 1994 году предпринимателем Джеффом Безосом: сегодня он владеет 18-процентной долей и входит в топ-20 богатейших людей мира, его состояние Forbes оценивает в $55,8 млрд. Первоначально Amazon занималась именно торговлей книгами, постепенно расширяя свой ассортимент. Количество активных клиентов Amazon (тех, кто минимум один раз за последние 12 месяцев сделал заказ), по собственным данным, составляет 244 млн.
Согласно отчетности, выручка Amazon в первом квартале 2015 года увеличилась примерно на 15%, до $22,7 млрд, убыток составил $57 млн против прибыли $108 млн за аналогичный период 2014-го. Компания Interbrand Corp. в своем рейтинге 100 ведущих брендов мира, опубликованном в начале октября, поставила торговую марку Amazon на 10-е место, оценив ее в $37,95 млрд. Капитализация Amazon на NASDAQ на 18:00 мск в среду, 4 ноября, составила около $296 млрд, увеличившись примерно на 1% к цене закрытия торгов во вторник. Для сравнения, капитализация на NYSE крупнейшего в США офлайн-ретейлера Walmart составила $187,4 млрд.
Будущее — за мультиформатностью
Грань между офлайном и онлайном в ретейле постепенно стирается, подчеркивает сооснователь Data Insight Борис Овчинников: «Российские онлайн-ретейлеры в кризис активнее используют больше каналов для взаимодействия с покупателями, реагируя на изменяющуюся ситуацию и стремясь расширить рынок сбыта». Примерами таких решений Овчинников считает открытие офлайн-магазинов ретейлерами Wikimart и KupiVIP в августе этого года.
Первый «Wikimart-центр» начал работу в бывшем банкетном зале «Форум-холл» у метро «Павелецкая». При этом из 12 тыс. кв. м торговая площадь занимает лишь 300 кв. м, остальное приходится на склад. В магазине можно заказать и получить хранящийся здесь же товар — всего 10 тыс. наименований. Еще 90 тыс. наименований могут быть выданы на следующий день.
«Для любого онлайн-игрока выход в офлайн — конечно, вызов, потому что компании предстоит серьезным образом перестроить бизнес, не потеряв при этом преимуществ онлайн-игроков в части цены и технологичности», — говорит Кленин из Wikimart. Он уверен, что будущее торговли за мультиформатностью, которая позволяет «предлагать доступную цену, высокое качество сервиса, оперативную доставку, а также быструю оплату и возврат товара».
Wikimart не работает в классическом формате офлайн-торговли, отмечает гендиректор «Юлмарта» Сергей Федоринов. При этом работу одновременно в онлайне и в офлайне он считает сложной: «Открывая полноценный офлайн-магазин, где товар продается через прилавок, онлайн-ретейлер начинает конкурировать сам с собой за одного и того же покупателя». Присутствие же «Викимарта» и «Юлмарта» в офлайне — это часть логистической системы компаний, объясняет он.
Например, руководство компании Enter, копировавшей опыт британской сети Argos, в июне пообещало отказаться от крупных офлайн-магазинов, сосредоточившись на развитии сети небольших пунктов выдачи со средней площадью 50 кв. м.
Опыт «Утконоса» в офлайне тоже оказался неудачным. Компания развивала сайт Utkonos.ru и сеть магазинов, где можно было забрать заказанные продукты: к 2007 году количество торговых точек в Москве и ближайших областях достигло 220. Но в 2013-м «Утконос» закрыл все офлайн-магазины, доставляя заказы покупателям на дом. Впрочем, директор по маркетингу «Утконоса» Андрей Полончук считает, что Безос «щупает» рынок, тестирует свою логистику — и это, «безусловно, тренд»
http://www.rbc.ru