Дети не трава, сами по себе не вырастут
Неоднократно звучащие на понедельничных планерках в администрации Александровского района факты об изъятии детей из неблагополучных семей вынудили на прошлой неделе собрать расширенное совещание в кабинете заместителя главы Александровского района по социальным вопросам Елены Шульги.
Не в очень известном советском фильме «Детский мир» герой Донатаса Баниониса накануне Нового года ищет дефицитную игру «Дорожные знаки» для сына женщины, которую он любит. Готовый сделать всё для того, чтобы доказать, что этот ребенок вовсе не помеха для их отношений, он мечется между магазином, базой и заводом по производству игрушек и всё же достает вожделенное. «Детский мир» в фильме — это не только название магазина. В первую очередь — это мир маленьких существ, без которого немыслим мир взрослых людей. И сбой в соприкосновении этих двух миров, может дать такие чудовищные результаты, от оглашения которых бегут мурашки по коже. Кажется, что общество уже привыкло к тому, что у неблагополучных семей, густо пьющих и массово гуляющих, отбираются дети. Но последние изъятия показали, что детей приходится спасать уже и из семей вполне себе благополучных. Хотя, по признанию Елены Шульги, Александровский район на областных совещаниях «звучит» в этом плане чаще остальных, но проблема эта далеко не местечковая. Проанализировать, что и где упущено, и как можно усилить профилактическую работу по снижению неблагоприятных фактов изъятия детей — этому и было посвящено совещание в районной администрации.
Пришли те, кто может и должен повлиять на ситуацию: представители социальной опеки, комиссии по делам несовершеннолетних, ГИБДД, медицины, управления образования и журналисты. Но выработать схему исправления ситуации с наскока не получилось.
Каждый говорил, вроде бы, разумные вещи, которые на деле оказывались либо статистическими данными, либо узкими профессиональными темами.
И.о. начальника ГИБДД по Александровскому району Вадим Петров озвучил количество погибших и травмированных в дорожно-транспортных происшествиях детей. Отметил, что в Александрове на 78 пешеходных переходах отсутствуют дорожные знаки и «зебры», а тротуары, по которым дети ходят в школу, вызывают большие нарекания. Поэтому дети предпочитают ходить не по тротуарам, а по проезжей части, которую у нас в этом году в некоторых местах довольно сносно подлатали. Рассказал он и о родителях, которые, к примеру, щедро одаривали подзатыльниками свое двенадцатилетнее чадо, «застуканное» за ездой на скутере, и повелевали ему больше к транспортному средству не подходить. Но на следующий день тот же подросток был опять замечен за ездой на скутере. Получается, что родительская строгость — показушная. И поведение детей, в том числе на дороге, зависит от воспитания родителями.
Так что же предлагается для перевоспитания родителей, которые не живут жизнью своих детей? Ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Александровского района Юлия Теперенкова проинформировала, что во время акции по тотальной проверке автомобилистов инспекторами ГИБДД всем водителям выдавались флаеры с социальной рекламой. Есть договоренность о том, что социальные ролики будут транслировать на электронном рекламном щите у ТЦ «Царский двор».
Начальник управления образования Ирина Сергеева назвала трудностью в работе со сложными семьями отсутствие единого банка данных по детям, находящимся в социально-опасном положении. Разные виды учета есть у разных структур: у медиков свой, у комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) свой, у отдела по делам несовершеннолетних в структуре полиции (ОПДН) — свой. А «единой картинки» не имеется. Среди других трудностей — кадровая проблема. На сегодня инспекторов ОПДН нет ни в Струнине, ни в Карабанове. И поэтому комиссия зачастую не имеет поддержку во время участия в отобрании ребенка или просто посещении той или иной сложной семьи.
Есть проблемы и с тем, куда определять детей после изъятия из семьи. С начала 2014 года было изъято 24 ребенка, из них 15 детей в возрасте до 3 лет. Дом ребенка может брать детей только в возрасте до 4 лет. А куда остальных? Реабилитационного центра в Александровском районе нет, а создание одного-двух стационарных мест, например, при имеющемся Центре социальной помощи семье и детям со своим штатом сотрудников, питанием и спальными местами выльются в большую сумму. Кого-то из детей определяют в реабилитационные центры соседних районов, а кто-то возвращается домой, чтобы через некоторое время опять пройти процедуру изъятия из семьи, а иногда и попасть в больницу. Главный врач Александровской детской районной больницы Людмила Сергеевна Жильцова рассказала о недавнем случае с поступлением в больницу девочки с травмами ротовой полости и гематомами по всему телу. А заодно попросила через СМИ порекомендовать родителям лучше смотреть за своими детьми, поскольку сейчас нередкими стали случаи отравления детей алкоголем, таблетками или бытовой химией — чистящими растворами, которые обычно стоят где-нибудь рядом с ванной. И в этом случае, по ее мнению, «недогляд в первую очередь родителей», то есть пресловутый человеческий фактор.
А вот журналистка с городского радио Ольга Кошелева про человеческий фактор поведала под другим углом. Она неоднократно обращалась в органы опеки с тем, чтобы они наведались к соседскому одиннадцатилетнему мальчику, поскольку стиль жизни его мамы не внушал доверия. Те, в свою очередь, говорили, что делали такие попытки попасть в дом. Но то ли они это делали не слишком настойчиво, то ли были еще какие-то причины, итог — трагический: мальчик сгорел во время пожара.
Общий итог совещания — вывод, что благополучие в семье во многом зависит от родителей. Но вот на что не дало ответа совещание, участники которого увлеклись, безусловно, важными тонкостями процедуры изъятия детей из неблагополучных семей, так это — как воспрепятствовать появлению такой необходимости. Вряд ли увеличение количества раздаваемых социальных флаеров сможет уменьшить эту проблему.
Эдуард Егоров
Источник: alexnews.info