Добавить

Чаевые: вежливость как статья расходов

Оставляя чаевые, мы выражаем свою благодарность за качественно оказанные услуги. Такая система поощрения бывает как добровольной, так и добровольно-принудительной. Узнайте о том, кому, как и сколько оставлять «на чай».

Чаевые: вежливость как статья расходов

В шумном баре или уютном ресторане, в салоне красоты, в такси от дома или, наоборот, домой, за границей — везде мы сталкиваемся со сферой обслуживания. Иногда нам предоставляют качественные услуги, даже поднимают настроение, а порой все сводится к нашему недовольству: скоростью обслуживания официантом, качеством стрижки или других процедур, болтливым таксистом и.т.д. А неписанное правило о чаевых гласит, что необходимо выразить благодарность, добавив к счету 10% от суммы. Обязаны ли мы всегда так поступать? Или всё-таки это остается на наше усмотрение?

 

Чаевые: вежливость как статья расходов рис-2

Лариса Эванс, основательница и тренер Международной Школы этикета и Art de Vivre (ISE): 

"В кафе и ресторанах стоит оставлять 10% от общей суммы, но только в том случае, если вам действительно понравилось обслуживание. В гостиницах желательно оставлять чаевые горничным — сумма может быть 5-10% от суточной стоимости проживания. Что касается салонов красоты: если вы проходите различные лечебные, массажные и прочие процедуры по уходу — не принято оставлять чаевые, но парикмахеру при стрижке, окраске волос т.д. желательно оставлять 5-10% от стоимости услуги".

 

Помните, чаевые — это исключительно выражение вашей благодарности, а не прямая обязанность. Минимальная сумма обычно равна самой мелкой купюре страны. В ресторане оставлять деньги нужно не на столе, а в специальной книжке для счета. Горничным чаевые рекомендуется оставлять на постели: со стола деньги могут не взять, предполагая, что вы просто их выложили. Парикмахеру не передавайте чаевые в руки, оставьте их на какой-нибудь поверхности.

 

Где еще принято оставлять чаевые

Такси: «фиксированной» процентной ставки, как, например, в кафе, у таксистов нет. Сумма вознаграждения остается на ваше усмотрение, ровно, как и то, стоит ли вообще его оставлять. Но если вас довезли быстро и не утомили диалогами, можно округлить в большую сторону выставленный счет.

АЗС:  за вежливость и аккуратность заправщику обычно оставляют 20 — 50 рублей. Кажется, что сумма незначительная, но с учетом того, сколько машин проходит через него за день, бюджет работника хорошо пополняется. Деньги автомобилисты передают в руки, после оплаты основной услуги.

Маникюр: как и парикмахера, за качественно выполненную работу мастера маникюра можно отблагодарить, передав 5-10% от суммы выставленного счета.

Гардероб: в большинстве своем это бесплатная услуга, но если вручить гардеробщику 50-100 рублей то, скорее всего, за вашей одеждой будут лучше присматривать.

Доставка: если эта услуга предоставляется бесплатно, заказ вам привез вовремя вежливый курьер, можно дать ему на чай 50 — 100 рублей.

 

Принуждение к вежливости

Порой чаевые сразу включены в стоимость обслуживания. Такого формата придерживаются некоторые рестораны. Насколько это справедливо по отношению к потребителю?

 

Чаевые: вежливость как статья расходов рис-3

Игорь Доренков, юрист, РОО ОЗПП "Росконтроль":  

"Если чаевые включаются в счет, об этом должны проинформировать: повесить табличку на видном месте, сделать сноску в меню или в уголке потребителя. Если ресторан заранее не сообщил об этом, он нарушил п. 1., 2. ст. 10 Федерального закона «О защите прав потребителей» и чаевые можно не оплачивать.  Кроме того, бывают случаи, когда официант не приносит сдачу по счету, мотивируя тем, что менее 100 рублей сдачу не приносят, или вы фразой "Спасибо", "Благодарю" сообщили о том, что сдачу вообще нести не надо, и это теперь чаевые. Это нельзя назвать устоявшимся обычаем делового оборота, такие ситуации квалифицируются как обсчет покупателей — административное правонарушение. Включение платы за обслуживание во многих случаях незаконно, так как у потребителя должен быть выбор: 1) самостоятельно забрать блюда и вернуть грязную посуду или вообще взять их с собой на вынос, 2) принять условия обслуживания в помещении ресторана силами официанта. Если такого выбора нет — то плата за обслуживание — это недостоверное сообщение о цене договора".

 

В некоторых заведениях, придерживаясь европейской практики, в счете просто делают ненавязчивую пометку «Чаевые приветствуются». В ряде стран есть свои особенности касательно чаевых.

 

Чаевые: вежливость как статья расходов рис-4

Лариса Эванс, основательница и тренер Международной Школы этикета и Art de Vivre (ISE): 

"В США чаевые в общепите уже включены в счет, и могут составить от 15 до 25% от суммы заказа, в зависимости от штата. В Германии, Италии, Франции или Испании чаевые оставляют — до 10%, а иногда просто мелочь, принесенную на сдачу. В Англии принято чаевые оставлять в ресторанах, но только при обслуживании официантом, а не в том случае, если платите сами на кассе — около 10%, в барах и пабах — ничего. В Китае, Исландии и Японии чаевые не оставляют вообще".

 

Электронные деньги

В нашей стране принято давать «на чай» наличным, а расплачиваться по счету посетители всё чаще предпочитают карточкой. В случае, если вам очень понравилось обслуживание, а наличных нет, поблагодарить бармена или официанта всё-таки можно с помощью банковской карты. Но ему достанется не вся сумма и далеко не сразу: сначала средства пройдут через бухгалтерию, из них вычтут налог на прибыль и только после этого начислят к основной заработной плате сотрудника.

 

https://roscontrol.com/

Для добавления комментариев нужна регистрация на сайте