Программа РЖД о высокоскоростных перевозках
Правление РЖД утвердило актуализированную программу организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения до 2030 г. («Ведомости» ознакомились с документом). Она предусматривает строительство высокоскоростных магистралей (ВСМ) Москва — Казань — Екатеринбург, Москва — Адлер и Москва — Санкт-Петербург, а также несколько скоростных и высокоскоростных магистралей небольшой протяженности между рядом региональных городов.
Правление РЖД утвердило актуализированную программу организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения до 2030 г. («Ведомости» ознакомились с документом). Она предусматривает строительство высокоскоростных магистралей (ВСМ) Москва — Казань — Екатеринбург, Москва — Адлер и Москва — Санкт-Петербург, а также несколько скоростных и высокоскоростных магистралей небольшой протяженности между рядом региональных городов.
Программа разбита на три этапа. На первом, до 2020 г., планируется ввести в эксплуатацию участки ВСМ Москва — Казань стоимостью 1,2 трлн руб., Москва — Тула (268,6 млрд руб.), Челябинск — Екатеринбург (122,6 млрд руб.), а также скоростные магистрали Тула — Белгород (86,8 млрд руб.), Екатеринбург — Нижний Тагил (12,9 млрд руб.) и Новосибирск — Барнаул (62,3 млрд руб). Кроме того, программа предусматривает проектирование крупнейшего контейнерного порта в Усть-Луге для приема и распределения контейнерных грузов, следующих между Китаем и Европой.
В 2021—2025 гг. планируется строительство ВСМ Ростов — Краснодар — Адлер, Тула — Воронеж и продление ВСМ от Казани до Елабуги, а также ряда других скоростных региональных магистралей. Но целесообразность проектов второго этапа необходимо рассматривать и уточнять после подтверждения заявленных финансово-экономических эффектов первого этапа, следует из программы.
В 2026—2030 гг. РЖД предполагает построить ВСМ Москва — Санкт-Петербург (время в пути сократится с 4 до почти 2,5 часа), магистраль от Елабуги будет продлена до Екатеринбурга, а от Воронежа — до Ростова-на-Дону.
В ценах 2015 г. вся программа стоит 4,9 трлн руб., подсчитали в РЖД. Причем 50% от этой суммы — внебюджетные источники. Реализация каждого проекта предполагается с использованием ГЧП. А инвестору РЖД готова предоставлять доли в проектах, сохраняя за собой контроль, говорится в программе.
Вместе с тем «широкое использование для финансирования проектов должны получить инфраструктурные облигации», говорится в программе. Кроме того, для снижения расходов на выкуп земли (одна из главных статей расходов при строительстве новых трасс) возможен выпуск долговых долгосрочных бумаг для расчетов с собственниками земли, говорится в документе.
По расчетам РЖД, реализация программы обеспечит прирост ВВП на 1,31% по отношению к базовому сценарию. За 30 лет эксплуатации проектов РЖД рассчитывает получить более 1,67 трлн руб. прибыли.