Маркетинговые уловки: зачем платить за модные продукты
Мода на здоровый образ жизни уверенно шагает по планете, и в последнее время открылось невероятное количество магазинов правильного и здорового питания, на полках которых особое место занимают так называемые «суперфуды»: ягоды годжи, асаи, семена чиа, спирулина, хлорелла, различные эликсиры жизни и долголетия. Но какова реальная ценность всех этих новомодных продуктов?
Даже несведущий в правильном питании человек, непременно вспомнит, что где-то слышал или читал про уникальные похудательные эффекты от применения ягод годжи, асаи и других «суперпродуктов»,— настолько хорошо работает реклама и маркетинг.
Откуда пошел термин "суперфуд"?
В традиционной диетологии и медицинской номенклатуре не существует термина «суперфуд». Его придумали, как раз-таки рекламщики, для того, чтобы поймать доверчивого потребителя «на крючок». Не существует таких критериев, по которым можно определить, является ли данный продукт «суперполезным».
Маркетологи знают свое дело, и потребители думают, что в состав данных «суперпродуктов» входят неповторимые соединения, которые не встречаются в привычных продуктах.
Подверженные влиянию рекламных заголовков, интернет пропаганде и громких статей, люди ошибочно полагают, что провозглашенные «суперфуды» это невероятные продукты, пришедшие в Россию с Западного рынка, дорогая и уникальная панацея от всех болезней: с помощью ягод годжи можно похудеть за месяц на 5 килограмм, а ягоды асаи сохранят молодость на всю жизнь. На самом деле, это обычные растения, ягоды и семена, которые всего лишь являются неким эксклюзивным «запретным плодом» для многих, а в некоторых случаях более простые, российские аналоги могут с ними успешно конкурировать.
Почему люди хотят покупать такие продукты?
«Суперпродуктами» принято считать дорогие, никому ранее не известные экзотические продукты. Зачем говорить об очевидной пользе давно знакомых и недорогих овощей, ягод, семян, если гораздо выгоднее заявить о волшебных исцеляющих свойствах диковинной ягоды. Чем дефицитнее и дороже продукт, тем больше нам хочется его попробовать в этом состоит психология любого человека.
Как правило то, что нам давно обыденно и известно, не получится преподнести как суперновинку и эксклюзив. Намного легче придумать волшебную легенду о невероятных свойствах заморского плода, назвав его "суперфудом", и тем самым завоевать доверие наивного потребителя, падкого на рекламу.
Так же, человек, который ведет нездоровый образ жизни, питаясь скудно и не правильно, пытается оправдать себя, посредством усиленного употребления "суперпродуктов". В итоге покупка «суперфуда, дарующего здоровье" подсознательно снимает с человека ответственность перед самим собой за подобный образ жизни.
Да, полезность «суперпродуктов» отрицать невозможно, скорее для поддержания здоровья в целом, однако им присваивают конкретные свойства — противоопухолевое, жиросжигающее, гипогликемическое. Но ни одно из проведенных исследований не подтверждает целесообразность применения при каком-либо конкретном заболевании, говоря скорее об общеукрепляющем воздействии на здоровье.
Итак, предлагаю разобраться: действительно ли «суперфуды» обладают уникальными, неповторимыми свойствами, или же мы можем найти на российском рынке более доступные по цене аналоги?
Ягоды асаи
Плоды пальмы асаи – темно-фиолетовые ягоды, схожие по виду с ягодой черники, растет в джунглях Амазонки, имееют очень древние корни и происхождение.
Заявленные свойства: Очень высокое содержание антиоксидантов (в разы больше, чем в чернике, зеленом чае), большое количество клетчатки (14 г в 100 г сухого вещества), содержание ненасыщенных жирных кислот, растительных стеролов, уникальный аминокислотный состав! Асаи обладают детоксикационными, гипохолестериновыми свойствами, способствуют укреплению сосудистой стенки, иммунной и пищеварительной систем. Согласно последним данным, ягоды пальмы асаи обладают противоопухолевым и противовоспалительный эффектом.
По факту: проведено недостаточное количество исследований. В настоящее время нет научных данных, подтверждающих стойкие эффекты от употребления ягод асаи в роли пищевой добавки.
Аналоги: на российском рынке имеются продукты, которые смело могут составить конкуренцию чудодейственной ягоде. К примеру чеснок имеет очень богатый состав, обладает противовирусным и антибактериальным эффектом, снижает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, положительно влияет на ЖКТ. Также шпинат, который имеет невероятное количество антиоксидантов и схожих с асаи эффектов. А земляника – «чемпионка» по содержанию витамина С и укрепляет иммунитет ни чуть не хуже ягод асаи.
Ягоды годжи
Волчья ягода или дереза обыкновенная. Растет в Азии, но заявляется рекламщиками как продукт тибетской медицины. Ягоды годжи рекордсмен по количеству "уникальных" свойств, легенд и мифов, слагаемых вокруг загадочного "суперфуда". Это и моментальное снижение веса, и антивозрастные свойства, противоопухолевая активность, гипогликемический эффект.
По факту: Не существует клинических исследований, подтверждающие чудодейственные свойства дерезы обыкновенной. Проведены исследования, в которых лишь отмечен общеукрепляющий эффект и общее улучшение самочувствия. Кроме того рекламщики никак не могут сойтись во мнениях и определиться: какими же эксклюзивными свойствами обладают ягоды годжи на самом деле. Самое громкое заявление — невероятно высокое содержание витамина С (во много раз больше, чем в цитрусовых). Опять же маркетинг. На самом деле, ягода годжи принципиально не отличается от других ягод по химическому составу, и уж тем более не является уникальной.
Аналоги: предлагаю вспомнить «мало раскрученный годжи» — шиповник. И годжи, и шиповник являются источниками витамина С, обладают антиоксидантными, иммуномодулирующими свойствами. Также, к "отечественным" аналогам ягод годжи отоносятся:
- облепиха, клюква, черника, брусника,черная смородина, гранат, киви.
Семена чиа
Семена чиа или шалфей испанский, однолетнее растение, растет в странах Латинской Америки и является очень популярным компонентом мексиканской кухни. Семена чиа позиционируется как источник растительного белка, клетчатки, ненасыщенных жирных кислот, магния, кальция,фосфора и антиоксидантов. семена чиа обрели особую популярность среди вегетарианцев, сыроедов, приверженцев ЗОЖ.
Повсеместная реклама говорит нам о том, что семена чиа обладают волшебными свойствами, а также способны излечить человечество от различных недугов.
По факту: Исследования показали, что семена чиа действительно содержат большое количество омега-3 и омега-6 кислот. Кроме того, самое главное достоинство чиа это правильное соотношение полиненасыщенных жирных кислот: этим чиа действительно в каком-то роде уникальны. А так же продукт действительно богат кальцием.
Аналоги: существуют множество доступных, «отечественных» аналогов чиа — молотые семена льна и кунжута, к слову обладают совершенно такими же свойствами, только стоят в несколько раз дешевле. Необоснованная финансовые затраты на покупку семян чиа это просто часть имиджа ЗОЖника, желание соответствовать моде.
Никакой мистики и волшебства — всего лишь рекламный ход
Нельзя поспорить с тем, что в экзотических продуктах много пользы, и они, действительно обладают положительными эффектами. Но, но на самом деле, уникальными их назвать трудно, потому как более дешевые и привычные нам продукты, имеют совершено схожий нутриентный состав. Рекламные уловки, провозгласившие "суперпродукты" панацеей от всех заболеваний, остаются всего лишь трюками.
То есть доступные и известные нам продукты с аналогичным составом находятся в свободном доступе на рынках и в супермаркетах. И не забывайте о таком эффекте, как плацебо. Покупая необоснованно дорогой, разрекламированный продукт, вы можете сами себя "уговорить", что он вам помогает. И, как правило, чем более недоступен продукт, тем сильнее эффект.
Волшебного преображения и чудесного самочувствия не бывает оттого, что мы съели уникальную ягоду, и не похудеть на 10 кг человеку, который питается фаст-фудом, употребляя при этом ягоды годжи. Как правило наше здоровье — это некоторые ограничения, тяжелая работа над собой, своим телом и душой.