Добавить

Как праздновали Рождество в Александрове в конце 19 века

Новый Год – один из самых любимых праздников, хотя наши предки с нетерпением ждали Рождество Христово. Как известно, при советской власти официальное празднование православных праздников было запрещено и праздник Рождества вернулся к нам не так давно. С ним связано больше всего обычаев и традиций.

 

г. Александров

 

РОЖДЕСТВО У КРЕСТЬЯН

Ожидание Святого вечера проходило в хлопотах по дому: мыли стены, пол, лавки, скоблили добела стол и посудную лавку у печи. Затем, вымывшись в бане, готовили праздничный стол. До первой звезды предрождественского Сочельника, ничего не полагалось есть даже тем православным, которые не соблюдали строгий предрождественский пост. Исключение составляли дети и беременные женщины.Главными блюдами стола были сочни, кутья и взвар. Сочни – пироги с начинкой из гороха, гречки, чечевицы, капусты. Кутья – подобие пшеничной или рисовой каши, с медом и изюмом, щедро сдобренная конопляным маслом. В начале трапезы каждому сидящему за столом, полагалось отведать кутью, поминая умерших родственников. Запивали кутью взваром, компотом из сушеных фруктов.

 

г. Александров

 

Уже вечером начинали бродить по селу ребятишки и молодежь с подобием Вифлеемской звезды, сделанной из лучинок и цветной бумаги. Обходя дома односельчан, они пели колядки: «Коляда, Коляда, подавай пирога. А в заднее окошко – блин, да лепешку!». В песнях восхваляли Господа нашего Иисуса Христа, распевая порой придуманные самостоятельно тексты на манер церковного тропаря. В конце не забывали славить щедрых хозяев, которые оделяли колядующих пряниками, орехами, калачами. Давать деньги было не в обычае деревенских жителей. Предстоял вечер, когда в каждом крестьянском доме, в чисто прибранной избе, в немудреных обновках садилась за стол вся семья, и за рождественским ужином выражала свою радость по поводу явлению миру Спасителя. Затем предстояла Всенощная и первый день Рождества, когда было принято посещать близких родственников.

 

РОЖДЕСТВО У ГОРОЖАН

Сочельник был самым долгим днем в году для детей. Еще бы, малышам-непоседам
предстояло пережить муки томительного ожидания того часа, когда распахнуться двери самой большой комнаты дома, где приветливо раскинула душистые хвойные лапы огромная рождественская ель. Хотя взрослые скрывали от детей праздничные приготовления, ребятишкам удавалось подсмотреть сквозь щелку на фонарики из свечей и фольги, бусы, сусальные шишки и яблоки, украшавшие праздничное дерево. Пока же, в Сочельник, их не пускали на прогулки, кормили скучной кашей. Взрослые, по обычаю, не ели до первой звезды символизирующей Вифлеемскую, взошедшую над рожденным Иисусом. Гувернеры и няньки читали отрывки из Библии для детей, сидели в сумерках при свете одной свечи, ожидая Рождественского чуда – больше огней до первой звезды не полагалось.
Но вот, наконец, путь к вожделенной елке был открыт. С восторгом принимались дети за игру в «передачу» — разворачивали обязательные рождественские подарки, передавая по кругу подарок тому, чье имя было написано внутри очередного оберточного слоя. Дарилось обязательно то, о чем ребенок мечтал целый год. Сладости и игрушки на елке служили не только украшением, но и подарками для детей хозяев и гостей. Тот из ребятишек, кто оказывался половчее, умудрялся влезть на дерево и доверху набить карманы орехами, конфетами и пряниками. Дети пели рождественские христианские детские песни, водили хоровод, играли в подвижные игры, многие наряжались в карнавальные костюмы.

 

г. Александров

 

Первые дни Рождества были хлопотными и для взрослых: предстояло множество визитов, приемов гостей к родственникам, близким знакомым, сослуживцам. В обычае были разнообразные подарки: от сувениров до драгоценностей. Подарки сопровождались милой традицией, пришедшей в Россию из Англии, к подаркам прилагали самодельные, типографские или выполненные на заказ, открытки с изображением библейских сюжетов и добрыми пожеланиями.

Заглянем в дом инженера-путейца Казимира Антоновича Лубны-Герцык. Он был начальником участка строящейся Московско-Ярославской железной дороги и по роду своей деятельности часто переезжал с места на место.

 

г. Александров

 

Поэтому и семья жила то в Москве, то в Александрове, то в Юрьеве-Польском. Большой усадебный дом этой семьи в городе Александрове стоял недалеко от вокзала со стороны кирпичного завода. Канун Рождества, в сочельник съезжалась вся большая семья, было много гостей. К празднику в гостиной наряжали большую роскошную ёлку, двери закрывали. Всех собирали у дверей. Казимир Антонович зажигал шнур, огонь бежал по полу под дверь, вбегал на ёлку и зажигал все свечки до самой вершины. Около ели стоял ряд стульев. Для каждого был особый стул, на них лежали подарки к Рождеству. После того, как каждый занимал своё место у роскошной ёлки, начинался спектакль. Ставили «Медведя» Чехова, одноактные сцены из «Горя от ума» Грибоедова. Именно таким запомнился праздник Рождества сыну Казимира Антоновича Владимиру в его рассказах о жизни в Александрове.

Отрывок о праздновании Рождества в семье Лубны-Герцык взят из книги краеведа В.В. Боравской «Земля Александровская». Семья Лубны-Герцык имеет польско-литовский и шведско-немецкие корни. Это известные инженеры и литераторы.

 

семья Лубны-Герцык

 

С историей семьи можно ознакомится на сайте http://www.bogorodsk-noginsk.ru/lubny-gerzyk/index.html

Желаем Вам Счастливого Нового года и Рождества! Сохраняйте и передовайте семейные традиции.

 

http://travel-hobby.ru/provincialnyj-prazdnik-rozhdestva/

Для добавления комментариев нужна регистрация на сайте