Наверх
Добавить

«На кулинарном шоу я выиграла кредит…»

 

Наверняка многие потребители сталкиваются с такими ситуациями, когда, либо на номер их сотового телефона поступают звонки, либо лично вручаются листовки, с предложением об участии, в различного рода мероприятиях, таких, например, как: бесплатный «анализ воды», «тест о состоянии здоровья», «медицинское обследование» и др. 

В результате таких посещений, как правило, потребители становятся обладателями дорогостоящих товаров или услуг, зачастую приобретенных в кредит.

Действительно предприимчивые продавцы придумывают все новые, еще «неизбитые» и неизвестные в городе способы реализации товаров, либо услуг.

Так, в последнее время в Консультационный пункт поступает множество обращений потребителей, с которыми были заключены договоры купли-продажи дорогостоящей посуды. Одним словом ситуацию можно описать, как «Посудный бум».

Со слов обратившихся потребителей, происходит все следующим образом.

На номер телефона поступает звонок с приглашением посетить «Кулинарное шоу Макаревича», на котором будут представлены различные блюда, необходимые для здорового питания. Также сообщается о том, что каждого присутствующего ждет небольшой бесплатный подарок, а кто пожелает участвовать во второй половине «Шоу», дополнительно ожидает сюрприз. У гражданина выясняется его адрес, на который впоследствии направляется приглашение на несколько персон с указанием места и времени проведения мероприятия. Проходят такие мероприятия в известных заведениях города (кафе, рестораны, гостиницы).

Прибывших лиц сначала регистрируют, выдают им купон с индивидуальным номером, а потом размещают в зале, где они думают погрузиться в необыкновенную кулинарную среду. Тем более, что многие знакомы с телевизионной программой Макаревича и ожидают увидеть что-то подобное. Однако, многих ждет разочарование. По сути, не происходит никакого «Кулинарного шоу», а сразу начинается презентация предметов посуды. Наверняка, можно было бы покинуть зал, но по принципу «раз уж пришел» или «из чувства вежливости», люди остаются. А далее, непонятно по каким причинам, присутствующие становятся вовлеченными в происходящие события и принимают в нем активное участие. Наверное, это можно объяснить тем, что большинство присутствующих это не молодые, а пожилые люди, как правило, пенсионного возраста. Ведь именно таких «отбирают» для участия в «Шоу». Изначально, в телефонном разговоре, у людей выясняют их возраст, при этом, сообщая, что мероприятие проводится для возрастной категории «от 40 до 70 лет», поскольку «именно лица, данного возраста, больше стремятся следить за своим здоровьем, правильно питаться и т.д.» Хотя, это весьма спорный аргумент. Таким образом, приглашенные граждане, по всей вероятности, в силу возраста и образа жизни, зачастую лишенного частых увеселительных и развлекательных мероприятий (пенсионеры, домохозяйки), во время «Шоу» находятся в состоянии эйфории, проявляют повышенный интерес к происходящему и охотно участвуют во всем. При этом, они даже не задумываются о том: «почему же именно для них все проводится бесплатно – приличное заведение, организованное мероприятие, сюрпризы, подарки и т. д.». А всему есть логичное объяснение, которое становится очевидным, по возвращении их домой.

В перерыве всем желающим предлагают попробовать единственно приготовленное блюдо – пирог, а не множество кулинарных шедевров «от Макаревича», на что они рассчитывали. После чего вновь всех приглашают в зал, где начинается розыгрыш призов по номерам купонов. По результатам розыгрыша, счастливый обладатель приза приглашается лично к индивидуальному столику, а таких везунчиков, как оказывается, не мало. В конечном итоге, человек остается один с несколькими представителями организации, которые продолжают очень много и настойчиво рассказывать о предлагаемых товарах, используя специфическую терминологию. В какой-то момент их просят поставить подписи в переданных документах, которыми являются, как впоследствии выясняется, договор купли-продажи, а в некоторых случаях, еще и кредитный договор. Наверняка людям предлагается приобрести дорогостоящие предметы посуды, озвучивается их стоимость, порядок оплаты (кто может – наличный расчет, либо в кредит), а также все вытекающие последствия. Но, со слов большинства обратившихся в Консультационный пункт потребителей, именно этот, самый важный момент «у столика» в их памяти практически стирается, видимо все затмевают яркие впечатления непосредственно от «Шоу».

После мероприятия, на транспорте, предоставленном организацией, счастливых граждан «с подарками» сопровождают домой. И только в домашней, более спокойной обстановке, некоторые при помощи родственников, осознают, что приобрели всего 3-4 предмета посуды за стоимость, равную размеру почти полугодовой пенсии, а некоторые еще и в кредит, за пользование которым предстоит оплачивать в банк дополнительно проценты. Таким образом, для многих людей посуда становится «золотой», а сами они не видят выхода из этой ситуации. Учитывая тот факт, что юридический адрес организации находится в другом городе, а информацией о наличии организации, уполномоченной на принятие требований от потребителя в этом городе, граждане не располагают. Что делать гражданам и как себя вести в такой ситуации, ведь они находятся в полной растерянности?

По мнению специалистов Консультационного пункта описанная, со слов потребителей, схема реализации товаров вводит их в заблуждение, а использованные приемы (психологические, маркетинговые и др.) можно расценивать как манипулирование сознанием потребителей и злоупотреблением права со стороны организации, как более сильного субъекта договорных отношений. Поскольку изначально гражданам не сообщают о том, что будет проводиться презентация посуды, не озвучивают ее стоимость, а информируют о проведении «Кулинарного шоу». При этом, большинство потребителей согласны с тем, что, располагая такой информацией, они отказались бы от посещения подобного мероприятия, так как не планировали приобретать посуду, тем более, для них, такую дорогостоящую.

Как выяснилось из опроса потребителей, вероятнее всего клиентская база организации формируется благодаря тому, что на проводимом мероприятии каждого гражданина просят в письменном виде сообщить около 10-15 номеров телефонов их знакомых, родственников, друзей. Это свидетельствует о том, что подобные мероприятия будут проводиться еще неоднократно.

В связи с чем, в целях избежания негативных последствий, связанных с аналогичными ситуациями, Консультационный пункт рекомендует, быть предельно бдительными при посещении мероприятий, а также приобретая такого рода товары. Прежде чем ставить свою подпись, необходимо оценить ситуацию, очень внимательно ознакомиться с документами, задать интересующие вопросы и не принимать поспешных решений, взяв для себя «тайм-аут» на раздумье. При необходимости воспользоваться консультацией специалиста в данной сфере.

Также следует отметить, что законодательство в сфере защиты прав потребителей обязывает продавцом, доводить до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию о реализуемых товарах. В связи с чем, прежде чем совершить покупку, нужно получить полную информацию о товаре, в том числе, о его цене, об основных потребительских свойствах товара, о продавце (изготовителе), о гарантийных сроках и др.

Приобретая товар в кредит, до потребителя также, должна быть доведена информация об услугах кредитования (сумма кредита, срок возврата кредита, процентная ставка, дополнительные услуги, полная стоимость кредита и т.д.).

В случае не представления потребителю полной и достоверной информации о товаре (услуге), он вправе отказаться от исполнения такого договора и потребовать возврата уплаченных денежных средств (ст. 12 Закона о защите прав потребителей). Восстановление нарушенных прав может быть реализовано в досудебном (претензионном) или в судебном порядке.

При наличии фактов, свидетельствующих о преступных деяниях: обман, злоупотребления доверием, мошенничество и др., потерпевшим гражданам необходимо обращаться в органы полиции.

Обращаем также внимание потребителей на следующее. Как показывает практика, после грамотно подготовленных и направленных юристами претензий, обращений граждан в органы полиции или в суд, организации-нарушители «учатся» на данных прецедентах, устраняют выявленные нарушения, стараются действовать законно или, как минимум, со своей стороны делают все возможное, чтобы нежелательные факты оставались недоказанными. В связи с чем, впоследствии отказаться от исполнения договора становится затруднительным, ввиду отсутствия оснований.

Таким образом, чтобы не оказаться в неприятной, сложно разрешимой ситуации, связанной, не только с нравственными страданиями и переживаниями, но и требующей, материальных вложений, рекомендуем, в момент принятия решений относительно участия в аналогичных мероприятиях и приобретения товаров, придерживаться принципа разумности.

Источник: Управление Роспотребнадзора по Свердловской области

Для добавления комментариев нужна регистрация на сайте